10.09.2004

Закуска к бензину. Нижегородская компания "Гармония" открывает сеть фаст-фудов на АЗС



Павел Миляев
Глеб Крампец

Нижегородская компания “Гармония” открывает сеть блинных на автозаправочных станциях. До конца года на пяти АЗС “Волга-Петролеум” появятся кафе “Блин'c”. Участники топливного рынка говорят, что кафе на заправке может повысить привлекательность АЗС для клиентов и увеличить доходы.


Компания “Гармония” была создана в 1995 г. Основное направление деятельности – оптовая и розничная продажа ликероводочной продукции. Компании принадлежат 25 продовольственных мини-маркетов и магазинов в Нижнем Новгороде, два рынка “Бурнаковский” и “Средной” и ресторан “Грильмастер”. Оборот компании не раскрывается. Крупнейшие операторы топливного рынка в Нижегородской области компании “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт” – 120 АЗС и “Волга-Петролеум” – 26 АЗС.

Первое кафе “Блин'с” “Гармония” открыла в мае 2004 г. в арендованном помещении на автозаправочной станции (АЗС) компании “Волга-Петролеум” на проспекте Гагарина. Как сообщил “Ведомостям” директор розничной сети “Гармонии” Дмитрий Аляпин, результаты работы кафе были настолько хороши (средний чек покупки составляет 100-150 руб.), что было решено открыть блинные и на других АЗС — в этом году пять кафе на АЗС “Волга-Петролеум”.

“Гармония” ведет переговоры об аренде помещений под кафе быстрого питания и с другим крупным оператором топливного рынка — компанией “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт”. По словам Аляпина, типовое кафе “Блин'с” будет иметь площадь до 150 кв. м, ассортимент — до 25 видов блинов. Инвестиции в открытие одного заведения он оценивает в $25 000-40 000.

Заместитель генерального директора “Волга-Петролеум” Сергей Румянцев подтвердил договоренность об открытии пяти блинных на АЗС компании. По его словам, такие заведения положительно влияют на статус заправки.

Информацию о переговорах между “Гармонией” и “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродуктом” подтвердил и пресс-секретарь последней Даниил Смирнов. По его словам, в компании положительно оценивают эту инициативу. Наличие на заправке заведений быстрого питания — дополнительный сервис для автолюбителя, что повышает привлекательность АЗС, говорит он. “Подобных заведений пока нет на АЗС "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" в Нижегородской области, — сказал пресс-секретарь, — но у нас есть подобный опыт в Чебоксарах: предприниматель открыл на АЗС компании пиццерию и доволен финансовыми показателями своего заведения”.

В Санкт-Петербурге сеть кофеен “Идеальная чашка” и холдинговая компания “Фаэтон”, владеющая сетью АЗС “Аэро”, развивают сеть кафе “На ходу” на заправках. Первое заведение открылось в середине августа, второе планируется в конце сентября. По словам предправления “Фаэтона” Сергея Снопка, инвестиции в одно кафе достигают $100 000, при этом оборот заправки увеличивается примерно на 5%.

Исполнительной директор “Идеальной чашки” Леонид Луговой говорит, что средний чек в кафе на заправке ниже, чем в обычном городском кафе, и составляет $2. Ожидаемые показатели посещаемости кафе на заправке, по его словам, — 300-400 человек в сутки.

Одной из первых открыла кафе на части своих заправок финская компания Neste, работающая в Петербурге. Сейчас открыто 15 кафе на АЗС Neste, еще пять заведений планируется открыть до конца следующего года. “Любая дополнительная услуга увеличивает посещаемость заправок. С ростом доходов и плотности рабочего дня популярность этих заведений будет расти. Уже сегодня мало просто продавать бензин, нужно предложить посетителям что-то еще”, — считает менеджер по маркетингу сети заправок Neste Анатолий Шлык.

Участники рынка фаст-фуда неоднозначно оценивают планы “Гармонии” прописать блинные на АЗС. Директор консалтингового агентства Restcon Андрей Петраков говорит, что как таковой формат блинной неновый, он проверен и хорошо работает, пример — московская компания “Теремок — Русские блины”. Компания развивает сети киосков и тонаров в Москве, Петербурге и Уфе.

Но владелец компании “Теремок” Михаил Гончаров считает проект “Гармонии” ошибочным. “На заправках такая кухня не нужна. Здесь более востребован формат барных стоек и бутербродов”, — полагает он.


ГАРМОНИЧНЫЙ “ГРИЛЬМАСТЕР”

В начале августа 2004 г. “Гармония” открыла первый в Нижнем фаст-фуд под маркой “Грильмастер” в Сормовском районе. Франшизу нижегородцы приобрели в марте 2004 г. у мастер-франчази в России московской компании “Гриль Мастер”.
В основе концепции — бургеры и салаты, разбавленные блюдами классической немецкой кухни (сосиски, свиные ножки и проч.).
В 2005 г. “Гармония” планирует открыть второй ресторан “Грильмастер” в строящемся торговом центре на Московском вокзале. В планах открытие третьего ресторана в верхней части города.



Ведомости