За "Веру", моря и отечество. Вручены призы Венецианского фестиваля"Золотой лев" 61-го кинофестиваля в Венеции присужден фильму "Вера Дрейк" британского режиссера Майка Ли. Два "Серебряных льва" достались испанцу Алехандро Аменабару за картину "Внутреннее море" (гран-при жюри) и корейцу Ким Ки Дуку (специальный приз за режиссуру фильма "Клюшка номер три"). Решениями жюри не вполне удовлетворен АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ. С формальной точки зрения все выглядело благопристойно. Фильмы Майка Ли, Алехандро Аменабара и Ким Ки Дука лидировали в большинстве рейтингов. Эти фильмы и стали обладателями основных призов, включая актерские: кубком Вольпи за мужскую роль награжден Хавьер Бардем ("Внутреннее море"), за женскую Имельда Стаунтон ("Вера Дрейк"). Не остался без наград и четвертый лидер конкурса японский анимационный фильм "Движущийся замок Хоула": ему дали утешительный, но все же приз "за техническое качество". И в то же время соломоново решение, принятое жюри под руководством Джона Бурмана, многими было воспринято скептически. И не потому, что награждены плохие фильмы. За картиной Майка Ли стоит могучая традиция британского социально-психологического реализма. С этой точки зрения понятно и награждение актрисы, которая вместо модельной красоты и гламура несет точность типажа и жестов простолюдинки, характерную для английской актерской школы. К слову сказать, под конец фестиваля разнесся слух, будто чуть ли не главным призом решили наградить фильм "Рождение", где чрезвычайно скверно, рискуя разрушить свою карьеру, сыграла Николь Кидман. Но позднее выяснилось, что слухи о победе распространяло рекламное агентство, работавшее с этим фильмом. Между тем картину Майка Ли (лауреата Золотой пальмовой ветви) этой весной отверг Каннский фестиваль о чем в Венеции предпочли бы не распространяться, но об этом сказал сам Майк Ли после победы: "Спасибо Канну: благодаря ему я победил в Венеции". И понятно почему отверг: "Вера Дрейк" кино, не лишенное нерва, но слишком уж классическое, если не сказать академичное. С другой стороны, испанское "Внутреннее море" во многих своих компонентах больше напоминает сериал, чем настоящий фильм. Так что среди тройки основных призеров только Ким Ки Дук представляет по-настоящему творческое и живое начало в современном кинематографе. Но его доля лавров оказалась значительно скромнее хотя эту несообразность отчасти и компенсировал присужденный фильму международной критикой приз ФИПРЕССИ. Попытавшись отодвинуть лучшую картину конкурса на периферию, жюри показало свою недальновидность и подчиненность стереотипам. "Клюшка номер три" одна из лучших работ Ким Ки Дука характеризует масштаб этого режиссера и его место в мировом кино. Это место не рядом с Эмиром Кустурицей, которого Ким Ки Дук часто с пиететом вспоминает, а скорее рядом с Аки Каурисмяки, который сумел вернуть кинематографу утраченный лаконизм и целомудрие выразительных средств. В "Клюшке номер три" главные герои принципиально не открывают рта и это не мешает режиссеру создать выразительное, полное эмоций экранное зрелище. Оппоненты говорят, что это прекрасный фильм ни о чем. Но даже если так (с чем трудно согласиться), ударение должно быть сделано на слове "прекрасный". Об этом главном сюжете фестиваля итальянская пресса почти не говорила, увлеченная другим: защитой национальных интересов. Почему-то в Италии, как в бывшем СССР, считается, что на "собственном фестивале" должен обязательно побеждать "свой фильм". В прошлом году неприлично скандалили из-за того, что "пришли русские" и лишили "положенной" награды Марко Беллоккио с картиной "Здравствуй, ночь". В этом году столь же странно выглядят заголовки итальянских газет: "Джанни Амелио оставили с носом!" (речь идет об участвовавшем в конкурсе фильме "Ключи от дома"). Но если Марко Беллоккио встал в позу оскорбленной добродетели и даже не явился за присужденным ему (не главным) призом, то Джанни Амелио повел себя в высшей степени благородно. Он сказал, что рассматривает любой приз как подарок, совершенно не собирается его выпрашивать, радуется, что в своей жизни уже собрал несколько непоследних наград, и считает Майка Ли великим режиссером, вполне достойным "Золотого льва". Итальянское кино и так не было обижено на фестивале. О его великих традициях напоминала ретроспектива мастеров "Б-серии", которую представили в Венеции культовые американские режиссеры Джо Данте и Квентин Тарантино. Напоминал выход на сцену 70-летней, но все еще блистательной Софии Лорен, награждавшей не только Майка Ли, но и голливудского ветерана мюзикла Стенли Доннена. При этом он сказал: "Мы с Софией встречались на съемках много лет назад, но с тех пор я превратился в развалину, а она почти не изменилась". Правда, "развалине" удалось довольно лихо сплясать под мотивчик "Песен под дождем", а София на крупных планах выглядела не столь безупречной, и тем не менее это было напоминание о золотом веке итальянского кино, которое когда-то на равных разговаривало с Голливудом и производило на свет не менее ярких звезд. Что касается самого Квентина Тарантино, он демонстрировал свою любовь к Италии, просиживая целые дни на террасе отеля "Эксцельсиор" даже несмотря на то, что его туда однажды не пустила охрана. "Мы вас узнали, но где ваша аккредитация и что вы тут делаете?" таков был обращенный к нему вопрос. Что последовало в ответ, относится уже к области апокрифов. На моих глазах к господину Тарантино подошла также Рената Литвинова, которая не так давно водила его по МХАТу, и они радостно вспоминали этот славный эпизод. В один из последних дней показали фильм Ильи Хржановского "4", и он не прошел незамеченным в суете предзакрытия. Все три наши фильма, показанные в Венеции и "4", и "Настройщик" Киры Муратовой, и участвовавший в конкурсе "Удаленный доступ" Светланы Проскуриной смело можно отнести к числу нонконформистских. Это радует даже если призы в этом году нам в Венеции не обломились. Главный приз фестиваля, "Золотой лев", за лучший фильм получил Майкл Ли за картину "Вера Дрейк". Лучший актер: Хавьер Бардем во "Внутреннем море". Лучшая актриса: Имельда Стаунтон в "Вере Дрейк". Гран-при жюри кинофестиваля, "Серебряный лев": "Внутреннее море" Алехандро Аменабара. Специальный приз лучшему режиссеру: Ким Ки Дук за фильм "Клюшка номер три" (3-Iron). "Золотой лев" за вклад в искусство: Стенли Доннен и Мануэль де Оливьера. КоммерсантЪ |