13.09.2004

Rover Computers уходит с рынка мини-компьютеров



Роман Дорохов
Юлия Белоус

Российский производитель компьютеров Rover Computers прекратил выпуск карманных компьютеров (КПК). В компании этот шаг объясняют низким спросом на них и усилением конкуренции. Другие игроки рынка говорят, что Rover не выдержал соперничества, а аналитики предрекают вытеснение КПК смартфонами.


Первый КПК российской марки RoverPC появился в 2002 г. Rover Computers, как и многие европейские и американские компании, выпустил на рынок под своей маркой модели южноазиатских разработчиков. Rover счел этот проект успешным и в течение следующих двух лет выпустил еще семь моделей “наладонников”. По оценкам аналитической группы ITResearch, в 2003 г. общий объем продаж карманных компьютеров составил $29 млн, или 79 000 штук. Доля Rover на этом рынке составила 14%, по продажам КПК компания занимала 3-е место. Чуть выше – в 14,4% – оценивает долю Rover в 2003 г. группа SmartMarketing. Но, по данным группы, в России в прошлом году было продано 131 030 мини-компьютеров.

Rover недавно свернул поставки мини-компьютеров в Россию, рассказал президент Rover Computers Сергей Шуняев. “Мы больше не выпускаем КПК, а только смартфоны, — пояснил он. — Спрос на КПК сейчас ограничен, к тому же наблюдается жесткая ценовая конкуренция. А смартфоны продаются хорошо”.

А вот спрос на КПК Fujitsu-Siemens Computers постоянно растет, и компания считает это направление перспективным, говорит глава представительства в России и СНГ Fujitsu-Siemens Computers Виталий Фридлянд. Сейчас на отечественном рынке КПК господствуют модели иностранных производителей, подчеркивает руководитель мобильных решений московского представительства ASUSTeK Computer.

А глава московского представительства Dell Computers Александр Чуб предсказывает проблемы для всех российских сборщиков. По его словам, последние держатся только за счет господдержки. “Через несколько лет, когда для всех будут установлены одинаковые правила игры, цены на российскую и зарубежную технику сравняются, и отечественные производители вынуждены будут уйти с рынка”, — ожидает он.

Впрочем, оптимизм относительно рынка КПК испытывают не все крупные западные брэнды. Нынешним летом Sony приняла решение прекратить выпуск мини-компьютеров для международных рынков за исключением японского. Официально в Россию Sony никогда не поставляла КПК, но, по данным SmartMarketing, в прошлом году она входила в пятерку крупнейших игроков этого рынка.

Аналитик IDC Давид Давтян считает, что российский рынок “наладонников” ждут непростые времена. Сейчас он растет, признает аналитик, но этот рост объясняется общим улучшением экономической ситуации в стране и на IT-рынке и увеличением покупательской способности россиян. Давид Давтян предупреждает, что темпы роста сегмента КПК в России будут снижаться до нулевой отметки через пять лет. По его словам, мини-компьютеры не смогут соперничать со смартфонами.

А ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин объясняет действия Rover усилением конкуренции на рынке ноутбуков. По его словам, компании пришлось пожертвовать КПК, чтобы сосредоточиться на более емком и быстрорастущем рынке ноутбуков.

Начальник отдела портативной техники салона “Электон”, специализирующегося на продаже карманных компьютеров, Михаил Юдин считает, что Rover сам виноват в падении спроса на свои КПК: “Компания абсолютно не продвигала и не рекламировала "наладонники". При этом по техническим возможностям и цене КПК Rover не уступали конкурентам”. Из-за этого, по словам Юдина, покупатели “Электона” в последнее время практически не брали КПК Rover.

Смартфоны отвоевывают рынок у КПК, говорит менеджер “Белого ветра” по связям с общественностью Ольга Пьянова: так, в магазинах “Белого ветра” доля смартфонов в продажах мини-компьютеров выросла с 7% в IV квартале 2003 г. до 12% во II квартале 2004 г.



Ведомости