Путин отменил пиар. Назначением губернаторов Владимир Путин забивает кол в крышку гроба политического пиара в РоссииНазначением губернаторов Владимир Путин забивает кол в крышку гроба политического пиара в России. Рынок политтехнологий существовать практически перестанет, и только околокремлевские пиарщики будут чувствовать себя прекрасно. За годы президентства Владимира Путина власти удалось нанести серьезный удар по рынку политтехнологий в России, сформированному во времена Бориса Ельцина. Точнее, множество ударов по разным направлениям. Но свежие инициативы президента приведут к тому, что рынок политтехнологий в привычном виде вообще перестанет существовать. Иссякнет главный источник заработков: губернаторские выборы в регионах. «Прекрасно будут себя чувствовать кремлевские политтехнологи. Остальным пиарщикам-политтехнологам будет не очень хорошо, – заявил «Газете.Ru» Марк Урнов, председатель политического фонда «Экспертиза». – Будут сохраняться не то атавизмы, не то рудименты избирательной системы, которые будут включать и пиар». Очевидно, что в новых реалиях задачи политтехнологов серьезно изменятся. «Если Кремль будет представлять одного кандидата в каждом регионе, о выборах речи нет. Возможно, будет список из двух, трех, четырех или даже пяти кандидатур, что означает формальное сохранение конкуренции, но в этом случае выборы мгновенно выродятся. Будет как в Чечне: вроде бы есть и выборы, и альтернативные кандидаты, но есть один главный, – уверен Урнов. – Пиар будет, но усилия будут направлены не на выбор кандидата, а на убеждение населения, что выбор Кремля правилен. Будет когорта официальных кремлевских пиарщиков, которые будут обслуживать власть. А рынок политехнологий перестанет существовать». От такой трансформации выиграет в первую очередь Фонд эффективной политики (ФЭП), поскольку чем больше власти у Кремля, тем больше средств будет выделяться на прокремлевский пиар. Также усилятся позиции Центра политической конъюнктуры и ВЦИОМа, считает руководитель направления полититического менеджмента и пиара философского факультета МГУ Сергей Марков. Первый заместитель генерального директора «Центра политических технологий» Борис Макаренко пошутил: «Реформа затеяна не против политтехнологов. Но рынок катастрофически сужается». В том же духе прокомментировал «Газете.Ru» трансформацию рынка и вице-президент Фонда развития парламентаризма Сергей Калмыков: «От политтехнологов оторван еще один жирный кусок – губернаторские избирательные кампании. Даже если будут предложены альтернативные кандидатуры, о кампании говорить бессмысленно: «избирателей» в региональных законодательных собраниях 15–20. Вбивается кол в крышку гроба политического пиара в России». Гвоздями, с помощью которых заколотили этот гроб, стало формирование пропрезидентской Думы, выбираемой по партийным спискам, и контроль со стороны ЦИК за расходами партий в рамках парламентской избирательной кампании. В этих условиях роль пиарщиков в ходе предвыборной кампании 2003 года резко упала, и их доходы тоже, поскольку независимые кандидаты-одномандатники не способны тягаться с единороссами, за которыми поддержка Кремля и центральных телеканалов. Те деньги, которые раньше распылялись между сотнями контор, работающих на этом рынке, ушли в партстроительство. И оказались поделены между представителями власти, которые контролируют единороссовское партстроительство на местах, и околокремлевскими политтехнологам. После этого у остальных участников рынка оставалось не так уж много способов зарабатывать на жизнь, и основной из них – губернаторские выборы. Теперь пиарщики лишились и этих доходов. Речь идет о сотнях миллионов долларов, уверен Сергей Марков. Остаются только выборы в законодательные собрания, но на них, по мнению Маркова, много не заработаешь, поскольку половина кандидатов и тут будет проходить по спискам. Такая мелочь, как местные собрания, вряд ли способна заинтересовать серьезных столичных политтехнологов. Это не значит, что политический пиар совсем умер. Но опрошенные эксперты ждут серьезного передела сужающегося рынка. По словам Маркова, усиливается роль пиара бизнес-групп, будут развиваться разнообразные проекты воздействия на общественное сознания через СМИ. Таким образом, политтехнологи начнут вторгаться на уже поделенный рынок корпоративного пиара, пытаясь вытеснить оттуда успешных игроков. Впрочем, Борис Макаренко уверен, что рынок сужается в первую очередь за счет «халтурщиков от политтехнологий, которые только и умели, что написать листовку или речь, или подправить лицо кандидату». «Поскольку кандидатов cтанет гораздо меньше, на их услуги спрос упадет. Но политехнологии отнюдь не сводятся к избирательным компаниям, рисованию листовок и натягиванию предвыборных растяжек. Работа у политтехнологов останется, – уверен Макаренко. – Иногда нужно подсказывать власти, что с технологической точки зрения выстраиваемая конструкция не вполне оптимальна. Умное и тактично сформулированное предложение имеет шанс быть услышанным». Кроме того, большие надежды политологи возлагают на выборы в соседних государствах. Не секрет, например, что российские пиарщики активно участвуют в украинской предвыборной кампании. В частности, этим занят упомянутый выше ФЭП, связаться с представителями которого оказалось невозможно именно по этой причине. Все они сейчас в Киеве, пояснили «Газете.Ru» в фонде. Впрочем, как справедливо заметил Борис Макаренко: «Рынок СНГ тоже не бездонный. Не так уж много где в СНГ есть настоящие выборы, а на ненастоящих политтехнологи не нужны». Газета.RU |