Книги подземелья. Магазин в метро окупается в пять раз быстрее, чем на поверхностиГлеб Крампец САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Пассажиры метро любят читать детективы и фантастику. Это обстоятельство подталкивает книготорговцев открывать киоски и магазины под землей. Издательская группа АСТ собирается открыть в метро до 80 розничных точек, а сеть Буквоед открыла первые четыре магазина в августе.
Этим летом издательская группа АСТ начала торговлю книгами в петербургском метро. Один из пяти магазинов группы, работающих в Северной столице, расположен на станции метро Гостиный двор. В ближайшие полтора года группа намерена увеличить свою сеть в Петербурге до 100 торговых точек, причем только около 20 из них будут крупноформатными магазинами, утверждает руководитель розничного направления АСТ в Санкт-Петербурге Виктор Захаренко. Остальные будут располагаться в метро и представлять собой небольшие магазины или киоски. В октябре московское издательство планирует открыть магазин на станции Пионерская. Под землю спускается и сеть магазинов Буквоед в августе она открыла на станциях метро четыре небольших магазина под маркой Буквоед-хит. По словам гендиректора сети Дениса Котова, это пробный проект. Пока сеть предпочитает открывать книжные супермаркеты в торговых центрах, однако экспериментирует и с другими форматами. Мы проверяем показатели таких магазинов, а также целесообразность открытия магазинов всех форматов, говорит Котов. Метро привлекает книготорговцев высокими оборотами и возможностью вернуть инвестиции в короткие сроки. По словам гендиректора издательской группы АСТ Олега Бартенева, небольшие магазины в метро окупаются всего за 1,5-2 года, тогда как на возврат денег, вложенных в магазины крупных форматов, может уйти до 10 лет при условии покупки недвижимости в собственность. Объем инвестиций в магазин площадью около 10 кв. м под землей составляет, по его словам, до $30 000, киоск обходится еще дешевле. В то время как магазины крупных форматов требуют более $1 млн. Котов из Буквоеда оценивает объем инвестиций примерно в $15 000, а срок окупаемости магазинов в метро составляет, по его словам, примерно два года. Оборот на квадратный метр в маленьких магазинах Бартенев оценивает в 20 000 руб. в месяц, а в магазинах больших форматов около 4000 руб. в месяц. Участники рынка говорят, что такие высокие обороты обеспечиваются высокой проходимостью и особенностью аудитории метро, которая покупает в дорогу беллетристику. Чтобы удовлетворить предпочтения аудитории метро, достаточно выставить на прилавки магазинов и киосков самые ходовые позиции, говорит коммерческий директор сети магазинов Книжный салон Азбука Татьяна Короткова. По ее словам, даже киоски, в которых представлено всего 500 позиций, будут приносить в метро прибыль. Директор по развитию книготорговой компании Топ-книга Павел Волков полагает, что книга в метро является продуктом спонтанного спроса. Выставив на прилавке беллетристику, книготорговцы точно найдут свою аудиторию в лице людей, которые будут читать детективы и фантастику по пути на работу или учебу. С ними согласна Виктория Мирохина, гендиректор сети Книга, в которую входит 21 киоск на станциях и в вестибюлях метро. По ее словам, рынок книжной торговли в метро заполнен на 70-80%. С приходом новых игроков произойдет некоторый передел рынка, признает Мирохина. Но конкуренции со стороны АСТ и Буквоеда она не опасается. Для того чтобы торговать на рынке с такими высокими оборотами, нужно иметь отлаженно работающую систему логистики. А такую систему за несколько месяцев не построить, говорит Мирохина. К тому же у нас сформировался круг постоянных покупателей, добавляет она. Представитель книготорговой сети, просивший не называть его имени в печати, скептически оценивает перспективы АСТ в рознице, особенно в метро. Пассажиры покупают преимущественно бестселлеры, а одно издательство не может обеспечить разнообразие ведь оно работает не со всеми модными авторами, отмечает он. Захаренко не скрывает, что сеть будет реализовывать в основном продукцию издательской группы АСТ. А сеть книжных клубов Снарк не собирается спускаться под землю. Вице-президент по PR сети Наталья Соколова объясняет это тем, что в подземке нет возможности открывать большие и средние магазины. По нашим исследованиям, потребитель [уже] начинает относиться к книге, как к товару, за который готов отдавать приличные деньги и который нужно преподносить в соответствующих условиях в хорошо освещенном просторном помещении с нормальным обслуживанием. А в ларьке этого не организовать, говорит она. Соколова отмечает, что пассажиропотоки метро можно перехватывать, размещая магазины крупных форматов рядом со станциями. А гендиректор консалтинговой компании Stanley Estate Мария Тиника напоминает, что для открытия магазинов в метро книжным сетям придется договариваться с руководством ГУП Петербургский метрополитен. Она считает, что получить разрешение на установку сразу 80 точек не удастся. По ее словам, сети АСТ удастся открыть не больше 10-20 торговых точек в первый год: два-три магазина на центральных станциях, а остальные на станциях в спальных районах с большим пассажиропотоком, таких как Проспект Просвещения. По словам сотрудника службы организации и развития договорных отношений Петербургского метрополитена, сегодня вопрос о размещении большого количества новых киосков не рассматривается. В петербургском метро и так работает достаточно большое количество киосков, говорит он, к тому же в связи с терактами правительство города рассматривает вопрос о закрытии торговли в подземке. Ведомости |
|||