23.09.2004

Москва. Продавцов газет заменят автоматы


     
      Последние дни пассажиры московского метро с удивлением разглядывают внезапно опустевшие вестибюли, из которых исчезли не только музыканты, тетки с шарфами и серьезные мужчины с табличками "Куплю-продам любые документы", но и практически все развалы с газетами. 16 сентября руководство московского метрополитена, выполняя распоряжение Межведомственной антитеррористической комиссии (МАК), окончательно очистило подземку от торговцев печатным словом. Естественно, цены на свежие газеты около метро тут же взлетели в разы. Впрочем, судя по всему, навсегда без прессы пассажиров подземки не оставят - по сведениям "Известий", вскоре должен быть проведен конкурс на установку новых газетных киосков и автоматов. Видимо, более "безопасных".
      МАК еще в апреле потребовала "в целях усиления безопасности" освободить территорию метро от торговцев, в том числе и газетами с журналами. Подготовку соответствующего постановления поручили городскому департаменту транспорта и связи, а новые правила по торговле журналами и газетами должен был разработать департамент по телекоммуникациям и СМИ. Сейчас проект постановления "Об упорядочении использования территорий метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена" находится в протокольном отделе первого заместителя мэра Москвы Петра Аксенова и в ближайшее время ляжет на стол столичного градоначальника.
      Тем временем изгнанные из подземки распространители газет и журналов несут первые потери. По словам Бориса Ополинского, коммерческого директора компании "Метрополитеновец", у его компании закрыли девять торговых точек, из-за чего компания только за один день потеряла десятки тысяч рублей. Фирма "Глобус" потеряла 50 объектов, "Совинтерспорт" - 28. Кроме того, было закрыто 55 точек компании "Наша пресса" и 27 точек "АиФ-пресс".
      Однако первыми жертвами борьбы с терроризмом стали так называемые "ручники", торговавшие газетами с тележек. Их, по словам председателя общественного движения в защиту распространителей печатной продукции Ольги Фроловой, начали выгонять из метро еще в июле:
      - Без работы осталось около 500 человек, из них 70% - пенсионеры и инвалиды, для которых торговля газетами была единственной возможностью выжить. Мы много раз предлагали свою помощь, ведь наши бабушки - "живые видеокамеры"! Они буквально в лицо знают каждого пассажира на своей станции и могли оказать неоценимую помощь милиции метрополитена. Однако почему-то именно их сочли главными пособниками терроризма. Не представляю, как можно заменить живых людей бездушными автоматами, на охрану которых нужны дополнительные люди. При том, что штат МВД на метрополитене, как известно, недоукомплектован.
      - Мы лишь выполняли предписание МАК, - объясняет сотрудник пресс-службы метрополитена Елена Крылова. - У нас было три направления в торговле: "ручники", которые получали разрешение каждый месяц; лоточники - на квартал; стационарные павильоны - на год. Мы просто перестали продлевать разрешение на торговлю. Сначала - "ручникам", потом - лоточникам. И лишь потом вышло предписание "убрать всех".
      Изгнание газетчиков из метро мгновенно отразилось на ценах. Например, популярный телегид "Антенна" у "ручников" продавался по 5,5 рубля, сейчас в киосках рядом с метро газета стоит от 10 до 12 рублей. "Комсомолка" на тележках стоила 4 рубля, теперь - от 6 до 8 рублей.
      Но главное, пожалуй, - то, что новые правила торговли печатными СМИ в проекте постановления сводятся к проведению... конкурса на размещение новых киосков и торговых автоматов. Дословно пункт 15 гласит: "Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов по предоставлении разработанной и утвержденной в соответствии с п.14 конкурсной документации провести в установленном порядке до 01. 02. 2005 конкурс на размещение киосков по продаже печатной продукции и торговых автоматов на территории метрополитена и в 25-метровой зоне от всех наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена". Таким образом, подозрения продавцов, что зачистка метро затеяна не столько ради безопасности пассажиров, сколько ради передела сфер влияния, фактически получили официальное подтверждение.
      Тем временем департамент потребительского рынка и услуг продолжает освобождать от розничной торговли и 25-метровую зону вокруг метро. По данным заместителя руководителя департамента потребительского рынка и услуг Ларисы Коржневой, на сегодняшний день из нее выведено 811 объектов мелкорозничной торговли. Из 973 некапитальных объектов удалось закрыть пока лишь 67.// Известия
     
      Витрина читающей России