23.09.2004


"Аэрофлот" ищет $430 млн на строительство терминала "Шереметьево-3"



Илья Хренников

Вчера совет директоров “Аэрофлота” дал зеленый свет строительству терминала “Шереметьево-3”. Этот проект “Аэрофлот” вынашивал последние три года, связывая с ним дальнейшее развитие своих перевозок. Строить новый терминал “Аэрофлот” собирается совместно с аэропортом “Шереметьево”, а его общая стоимость превысит $430 млн. Кто станет инвестором и подрядчиком проекта, “Аэрофлот” и госчиновники пока держат в секрете.


“Шереметьево” – крупнейший аэропорт России, в нем базируется “Аэрофлот”, крупнейшая в стране авиакомпания. За январь – август 2004 г. “Шереметьево” обслужило более 8,5 млн пассажиров, в том числе объем перевозок “Аэрофлота” составил около 4,6 млн человек. В 2003 г. выручка “Аэрофлота” составила 48,5 млрд руб., чистая прибыль – 4 млрд руб., выручка “Шереметьево” – 4,4 млрд руб., чистая прибыль – 0,6 млрд руб. Государству принадлежит 100% акций ОАО “Международный аэропорт Шереметьево” и 51% акций “Аэрофлота”. Миноритарные акционеры “Аэрофлота” – Национальная резервная корпорация (около 30% акций) и менеджмент авиакомпании (около 10%).

Во вторник вечером совет директоров “Аэрофлота” одобрил строительство в аэропорту “Шереметьево” третьего терминала, который будет обслуживать исключительно пассажиропоток “Аэрофлота”. “Шереметьево-3” планируется ввести в строй в 2007 г. Проектная стоимость самого терминала составит $300 млн, а с учетом непрофильных объектов — помещений под торговлю, общественное питание, стоянки и др., — которые будут сдаваться в концессию специализированным операторам, около $430 млн.

Построить “Шереметьево-3” “Аэрофлот” собирается с начала 2001 г. Компания имеет права на земельный участок площадью 50 га, примыкающий к “Шереметьево-2”, и при участии международных консультантов даже разработала проект строительства терминала. В 2001 и 2002 гг. чиновники так и не смогли провести тендер на строительство “Шереметьево-3”, заявки на который подавали французская Aeroport de Paris, турецкий консорциум компаний Tepe, Summa и Akfen, немецкая Hochtief, а также шведская Skanska. А в 2003 г. проект “Шереметьево-3” “подвис”, из-за того что оказался неопределенным статус второго его участника — госкомпании “Международный аэропорт Шереметьево” (МАШ). Правительство объявило тендер на передачу прав управления аэропорта частному оператору. В январе 2004 г. в конкурсе победила компания “Альфа-Шереметьево”, учрежденная “Альфа-групп”. Однако правительство Михаила Фрадкова так и не стало утверждать итоги конкурса, проведенного при прежнем премьере Михаиле Касьянове.

В официальном сообщении “Аэрофлота” говорится, что позавчерашний совет директоров “рассмотрел и одобрил финансовую модель и порядок финансирования строительства “Шереметьево-3”, а партнером “Аэрофлота” по строительству “Шереметьево-3” станет госкомпания “Международный аэропорт Шереметьево”. Однако ясности с источниками финансирования, подрядчиками строительства и будущей управляющей компанией “Шереметьево-3”, похоже, до сих пор нет. Менеджмент “Аэрофлота”, представители частных акционеров и члены совета директоров от государства наотрез отказались комментировать суть обсуждавшихся на совете финансовой модели и порядка строительства “Шереметьево-3”. А источник агентства “Интерфакс”, близкий к совету директоров “Аэрофлота”, заявил, что схема реализации проекта “Шереметьево-3” “очень сложная и включает в себя сотрудничество с широким кругом организаций”, при этом отметил, что “Аэрофлот” будет строить терминал без участия компании “Альфа-Шереметьево”.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова напоминает, что у “Аэрофлота” имеется договоренность с французским строительным концерном Vinci, который в альянсе с “Аэрофлотом” и НРК участвовал в конкурсе на управление “Шереметьево” и проиграл “Альфе”. А средства на строительство можно привлечь у российских и иностранных банков. “Я думаю, они не раскрывают детали потому, что окончательная смета проекта сильно превысила запланированную. Раньше речь шла о $300 млн, а сейчас о $430 млн”, — шутит Сахнова.

Впрочем, министр транспорта Игорь Левитин не считает решение о строительстве “Шереметьево-3” окончательным. Он отмечает, что его еще должно одобрить государство. “Есть альтернатива: строительство “Шереметьево-3” или реконструкция “Шереметьево-2”, — отметил министр. Он добавил, что второй вопрос в октябре рассмотрит совет директоров “Шереметьево”. В пресс-службе МАШ отказались комментировать тему “Шереметьево-3”, но подтвердили, что разработан проект реконструкции “Шереметьево-2”, стоимость которого является коммерческой тайной. “Меня расстроило высказывание Левитина, — говорит Сахнова. — Это означает, что вопрос развития "Шереметьево" до сих пор находится в подвешенном состоянии и от "Аэрофлота" мало что зависит”.



Ведомости