23.09.2004


Кефир для Европы. Российским заводам разрешили экспортировать молочные продукты



Антон Сарайкин
Андрей Мусатов
Глеб Крампец

Вчера Еврокомиссия разрешила нескольким российским производителям экспорт молочной продукции в 25 стран Евросоюза. Это право эксперты ЕС дали двум заводам “Вимм-Биль-Данна” и двум предприятиям по производству мороженого — “Алтайхолоду” и Липецкому хладокомбинату. Однако аналитики полагают, что российским молочникам будет непросто пробиться со своей продукцией в Европу.


По данным Объединенной финансовой группы (ОФГ), объем рынка молока и молочных продуктов в Европе составил в 2003 г. $108 млрд, в России – $3,9 млрд. В Европе этот рынок вырос за прошлый год на 2,7%, в России – на 4,5%. По данным Института конъюнктуры аграрного маркетинга (ИКАР), в 2003 г. Россия экспортировала 30 000 т кисломолочной продукции, в основном в страны СНГ.

“Ветеринарные инспекции ЕС подтвердили, что на [этих] заводах соблюдаются правила безопасности при производстве продуктов питания, принятые в союзе”, — цитирует агентство Reuters представителя комитета ЕС по продовольствию Беатэ Гминдер. Экспорт продукции может начаться сразу после официальной публикации решения ЕС, которая ожидается в течение нескольких ближайших недель, сообщило Reuters.

“Вимм-Билль-Данн” ждал этого решения, чтобы начать поставки своей продукции в Прибалтику, рассказала “Ведомостям” глава управления по работе с общественностью и инвесторами ВБД Марина Каган. Разрешение на экспорт получили два столичных молкомбината холдинга — Лианозовский и Царицынский. По словам Каган, ВБД уже заключил контракт на поставку кисломолочной и десертно-молочной продукции с крупной розничной сетью в Прибалтике, а также ведет переговоры с ритейлорами в одной из стран Западной Европы. Планируемые объемы продаж и название сети в компании назвать отказались.

В прошлом году ВБД вел переговоры с крупнейшим ритейлором на территории бывшего СССР — литовской сетью Vilniaus Prekyba, управляющей 237 магазинами. Через эту сеть планировалось продавать до 60 т всего ассортимента ВБД, за исключением стерилизованного молока, в месяц. Связаться с представителями Vilniaus Prekyba вчера не удалось.

До сих пор ВБД экспортировал в Европу только морсы, причем выручка компании от экспорта в прошлом году не превысила 1,5% от общих объемов продаж компании.

По мнению президента Российского союза предприятий молочной отрасли Владимира Лабинова, ВБД мог бы конкурировать с европейскими производителями за счет нетрадиционных для Европы кисломолочных продуктов (кефир, ряженка, творог и пр.). С ним соглашается аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова: “В Европе появилась мода на функциональные молочные продукты, например с бифидобактериями, и здесь у России самый широкий кисломолочный ассортимент”. Впрочем, она сомневается в том, что отечественные молочники смогут рассчитывать на большие объемы экспорта. “Если в ближайшие три года им удастся отправить в Европу в общей сложности 150 000-200 000 т продукции, это станет большим успехом для отрасли”, — считает Рыбалова.

“Сильные позиции ВБД, которые обеспечивает российский рынок, позволят довольно агрессивно выйти на европейский рынок”, — полагает гендиректор Ehrmann в России Аксель Хартманн. “Компаниям следует начать с Восточной Европы, где российские продукты будут пользоваться спросом. В Западной Европе… есть 1-2% населения, выходцев из Восточной Европы, которые составят нишу для российских производителей”, — считает Хартманн.

Коммерческий директор петербургского молочного завода “Пискаревский” Георгий Житмарев также считает, что кисломолочные продукты могут стать популярными на европейских рынках у эмигрантов и русских туристов.

Однако аналитики не разделяют оптимизма конкурентов ВБД. Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко убежден, что у российских производителей нет оснований рассчитывать на серьезные объемы экспорта в Европу. По мнению аналитика “Тройки Диалог” Виктории Гранкиной, сейчас для ВБД целесообразней направить ресурсы на развитие внутреннего рынка, нежели на Европу. “Они идут в [российских] регионах на шаг впереди конкурентов, и нет смысла распылять силы на зарубежные рынки”, — полагает аналитик.

С Липецким хладокомбинатом и “Алтайхолодом” вчера связаться не удалось.

Гендиректор ассоциации “Мороженое и замороженные продукты России” Эдуард Багирян полагает, что в Европе будет спрос на российское мороженое. В качестве преимущества отечественных производителей он называет низкую цену. А по мнению гендиректора компании “Инмарко” (производитель мороженого) Дмитрия Докина, для “Русского холода” (владеет “Алтайхолодом”) это не более чем имиджевое преимущество. “В коммерческий успех в Европе я не верю, разве что у русских эмигрантов, но это очень несистематизированный рынок”, — считает Докин.



Ведомости