Кефир для Европы. Российским заводам разрешили экспортировать молочные продуктыАнтон Сарайкин Андрей Мусатов Глеб Крампец Вчера Еврокомиссия разрешила нескольким российским производителям экспорт молочной продукции в 25 стран Евросоюза. Это право эксперты ЕС дали двум заводам Вимм-Биль-Данна и двум предприятиям по производству мороженого Алтайхолоду и Липецкому хладокомбинату. Однако аналитики полагают, что российским молочникам будет непросто пробиться со своей продукцией в Европу.
Ветеринарные инспекции ЕС подтвердили, что на [этих] заводах соблюдаются правила безопасности при производстве продуктов питания, принятые в союзе, цитирует агентство Reuters представителя комитета ЕС по продовольствию Беатэ Гминдер. Экспорт продукции может начаться сразу после официальной публикации решения ЕС, которая ожидается в течение нескольких ближайших недель, сообщило Reuters. Вимм-Билль-Данн ждал этого решения, чтобы начать поставки своей продукции в Прибалтику, рассказала Ведомостям глава управления по работе с общественностью и инвесторами ВБД Марина Каган. Разрешение на экспорт получили два столичных молкомбината холдинга Лианозовский и Царицынский. По словам Каган, ВБД уже заключил контракт на поставку кисломолочной и десертно-молочной продукции с крупной розничной сетью в Прибалтике, а также ведет переговоры с ритейлорами в одной из стран Западной Европы. Планируемые объемы продаж и название сети в компании назвать отказались. В прошлом году ВБД вел переговоры с крупнейшим ритейлором на территории бывшего СССР литовской сетью Vilniaus Prekyba, управляющей 237 магазинами. Через эту сеть планировалось продавать до 60 т всего ассортимента ВБД, за исключением стерилизованного молока, в месяц. Связаться с представителями Vilniaus Prekyba вчера не удалось. До сих пор ВБД экспортировал в Европу только морсы, причем выручка компании от экспорта в прошлом году не превысила 1,5% от общих объемов продаж компании. По мнению президента Российского союза предприятий молочной отрасли Владимира Лабинова, ВБД мог бы конкурировать с европейскими производителями за счет нетрадиционных для Европы кисломолочных продуктов (кефир, ряженка, творог и пр.). С ним соглашается аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова: В Европе появилась мода на функциональные молочные продукты, например с бифидобактериями, и здесь у России самый широкий кисломолочный ассортимент. Впрочем, она сомневается в том, что отечественные молочники смогут рассчитывать на большие объемы экспорта. Если в ближайшие три года им удастся отправить в Европу в общей сложности 150 000-200 000 т продукции, это станет большим успехом для отрасли, считает Рыбалова. Сильные позиции ВБД, которые обеспечивает российский рынок, позволят довольно агрессивно выйти на европейский рынок, полагает гендиректор Ehrmann в России Аксель Хартманн. Компаниям следует начать с Восточной Европы, где российские продукты будут пользоваться спросом. В Западной Европе есть 1-2% населения, выходцев из Восточной Европы, которые составят нишу для российских производителей, считает Хартманн. Коммерческий директор петербургского молочного завода Пискаревский Георгий Житмарев также считает, что кисломолочные продукты могут стать популярными на европейских рынках у эмигрантов и русских туристов. Однако аналитики не разделяют оптимизма конкурентов ВБД. Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко убежден, что у российских производителей нет оснований рассчитывать на серьезные объемы экспорта в Европу. По мнению аналитика Тройки Диалог Виктории Гранкиной, сейчас для ВБД целесообразней направить ресурсы на развитие внутреннего рынка, нежели на Европу. Они идут в [российских] регионах на шаг впереди конкурентов, и нет смысла распылять силы на зарубежные рынки, полагает аналитик. С Липецким хладокомбинатом и Алтайхолодом вчера связаться не удалось. Гендиректор ассоциации Мороженое и замороженные продукты России Эдуард Багирян полагает, что в Европе будет спрос на российское мороженое. В качестве преимущества отечественных производителей он называет низкую цену. А по мнению гендиректора компании Инмарко (производитель мороженого) Дмитрия Докина, для Русского холода (владеет Алтайхолодом) это не более чем имиджевое преимущество. В коммерческий успех в Европе я не верю, разве что у русских эмигрантов, но это очень несистематизированный рынок, считает Докин. Ведомости |
|||