14.10.2004

Турецкая посуда обрусеет. Pasabahce построила завод в Нижегородской области



Мария Мысова
Павел Миляев

НИЖНИЙ НОВГОРОД — Турецкая компания Pasabahce завершает реконструкцию завода “Посуда” (г. Бор, Нижегородская область). В оборудование по выпуску стеклянной посуды было вложено $11 млн. Участники рынка считают, что теперь Pasabahce может удвоить свою долю на российском рынке, которая в сегменте “посуда на ножке” уже превышает 30%.


Pasabahce входит в турецкий стекольный холдинг Sisecam, основанный в 1935 г. Основные активы Sisecam Group – в химической промышленности и в предприятиях по производству стекла и изделий из него. По данным годового отчета компании за 2003 г., объем продаж Sisecam Group составил $1,298 млрд (в том числе стеклянная посуда – $441 млн, бутылки – $304 млн), чистая прибыль – $125 млн, количество сотрудников – 12 717. Sisecam выкупил у Борского стекольного завода подразделение по производству стеклянной посуды осенью прошлого года.

Модернизация завода началась шесть месяцев назад и сейчас практически завершена, сообщил представитель компании Pasabahce Дамир Курбангалиев. Инвестиции в реконструкцию составили $11 млн. За это время, по его словам, на заводе была установлена стекловаренная печь производительностью 90 т в сутки и четыре автоматических линии. Pasabahce собирается выпускать на предприятии более 60 видов посуды, в том числе прессованной, выдувной и прессовыдувной. На проектную мощность в 60 млн единиц на заводе планируют выйти к концу 2004 г., уточнил сотрудник предприятия “Посуда”.

По данным Pasabahce, доля компании на российском рынке стеклянной посуды в денежном выражении составляет 10% (примерно 60 млн изделий в год, или $15 млн), но через три года компания рассчитывает увеличить ее до 25-30%.

Перенос производства в Россию никак не скажется на отпускных ценах. Это, по словам Курбангалиева, лишь позволит сократить транспортные и таможенные издержки для оптовых покупателей. “В итоге для конечного потребителя наша продукция по ряду позиций станет дешевле в среднем на 20%”, — говорит он.

Мнения участников рынка по поводу появления российского производства компании Pasabahce расходятся. Сейчас доля турецкой компании на рынке посуды на ножке в денежном выражении составляет 30-40%, а с запуском нового производства может увеличиться и до 80%, говорит руководитель отдела продаж Гусевского хрустального завода Любовь Мартьянцева. “Доли других производителей уменьшатся — французской компании Arc International с 15% до 10%, а итальянской Bormioli — с 12% до 7-8%”, — полагает она.

А сотрудник отдела маркетинга компании “ДП-Трейд”, занимающейся поставками в Россию стеклянной посуды компаний Arc International, Schoenwald и Riedel, полагает, что Pasabahce сможет увеличить продажи лишь на розничном рынке. “В супермаркетах их продукция хорошо идет, однако в ресторанном бизнесе они вряд ли смогут увеличить свою долю”, — говорит он. На рынке посуды для ресторанов слишком высокая конкуренция и профессиональные покупатели “привыкают” к поставщику и в дальнейшем лишь докупают необходимое количество посуды, пояснил маркетолог.

Pasabahce реализует примерно 60% продукции в рознице, 30% — в кафе, ресторанах и барах, а 10% — производителям пива и напитков, сообщил Курбангалиев.



Ведомости