15.10.2004

Битва за метро



Запретив стихийную торговлю в метро и на расстоянии 25 м от него, московские власти решили поставить там стационарные киоски и автоматы с газетами. До 1 февраля 2005 года тендерный комитет Москвы должен провести тендер на право размещения в метро таких киосков. Как стало известно «Газете.Ru», проведение тендера – под угрозой.

В конце сентября мэр Москвы подписал распоряжение о запрещении торговли на станциях метрополитена, в 25-метровой зоне от наземных вестибюлей, а также на остановках, попадающих в запретную зону. Причиной такого ограничения официально объявлялась борьба с терроризмом. Действие распоряжения, вступившего в силу с 1 октября, самый сильный удар нанесло по торговле периодикой. По оценке аналитиков, годовой объем продаж точек, расположенных в метрополитене и около него, составлял около $350–400 млн. Треть рынка – $110–140 млн – еще месяц назад приходилась примерно на 1,5 тыс. точек розничной торговли периодикой.

Распоряжение мэра не распространяется на реализацию печатной продукции, театральных билетов и проездных на общественный транспорт, однако их продавать можно будет только в специализированных киосках.

Строить их вызвались сами издатели, создавшие под эту задачу некоммерческое партнерство «Издательская инициатива». Инициаторы – 11 ведущих издательских домов при поддержке отраслевых ассоциаций. Инициативу одобрил и руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. Организаторы решили реформировать рынок распространения периодической печати в России в интересах всего издательского сообщества.

Однако почти сразу же некоторые издатели передумали и решили действовать в личных интересах. Так, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев, как стало известно «Газете.Ru», обратился к мэру Москвы и, ссылаясь на то, что «МК» «имеет опыт по установке и эксплуатации павильонов по продаже прессы», выражает готовность «стать головной организацией по реализации указанной программы».

ЗАО «Редакция газеты «Московский комсомолец» обязуется «обеспечить наличие обязательной номенклатуры московских изданий» и организовать за свой счет «уборку территории в 25-метровой зоне метро».

В четверг на заседании штаба по вопросу вывода торговых объектов из 25-метровой зоны руководитель штаба, вице-мэр Москвы Валерий Шанцев заявил, что, поскольку в постановлении предусмотрено проведение конкурса, единичные предложения не пройдут. Кроме того, те предприятия, которые будут дальше работать на территории метрополитена, должны отвечать интересам всех участников рынка.

По словам Сергея Лобанова, и. о. начальника отдела систем реализации печатной продукции Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы, в связи с этим заявлением прозвучала фамилия главного редактора «МК».

В то же самое время возможность получить контроль над торговлей прессой в метро заинтересовала и ИД «Пушкинская площадь», создавший ООО «Газетные автоматы». Генеральный директор ИД Олег Попцов обратился к начальнику московского метро Дмитрию Гаеву с предложением поставить во главе проекта именно эту структуру.

Предполагается, что будущими акционерами этого предприятия могут стать крупнейшие московские издатели и участники рынка распространения прессы.

Начальник метрополитена принял к сведению обещание Олега Попцова установить в кратчайшие сроки и за счет внебюджетных средств 1000 газетных автоматов, о чем и сообщил мэру Москвы. Но сам Гаев рекомендовал мэру агентство «Метропресс», в котором 60% принадлежат метрополитену, в качестве установщиков киосков по торговле прессой на территории метрополитена.

Председателем совета директоров «Метропресса» Дмитрий Гаев предлагает избрать Сергея Цоя, пресс-секретаря Юрия Лужкова и руководителя пресс-службы мэра и правительства Москвы.

«Убирая в связи с постановлением правительства Москвы, из метрополитена все организации я должен предложить им компенсирующие участки, – заявил «Газете.Ru» Дмитрий Гаев. – Я обратился в префектуры, чтобы и на территории земли, а не только в метрополитене, нашлись компенсирующие участки. Если говорить о «Метропрессе», они потеряли 88 объектов, так что я им тоже буду что-то предлагать. ООО «Газетные автоматы» тоже обращались ко мне с предложением установить 1000 автоматов».

На вопрос о том, как все происходящее соотносится с планировавшимся тендером, начальник московского метрополитена ответил так: «Если я кого-то выгоняю, то в дальнейшем право первой ночи имеет именно тот, кого выгоняют, а потом уже все остальные».

Очередное заседание рабочей группы, которое состоится на следующей неделе, будет полностью посвящено вопросам торговли прессой. На ней все заинтересованные лица смогут предъявить свои претензии друг другу и рассказать, как они видят организацию процесса.

Газета.RU