25.10.2004

Последний писк «Оды»



Завод «Иж-Авто» сократил выпуск автомобилей из-за затоваривания складов. Несмотря на общий рост производства машин, российским заводам все труднее находить покупателей на свою продукцию. Зато огромными темпами растут производство и продажи иномарок.

По данным исследований «АСМ-Холдинг», которое занимается подробным анализом отечественной автомобильной промышленности, за 9 месяцев текущего года с конвейеров заводов на территории России сошло 839 052 легковых автомобиля. Это на 13% больше, чем за тот же период 2003 года и, по мнению аналитика ИК «Тройка-Диалог» Гайрата Салимова, показывает «очень хороший рост нашей автопромышленности».

Если вычесть из всего количества машин «отечественные» иномарки, то есть машины под иностранными брендами, собранные в основном из привозных деталей, получится, что в стране произвели 788608 автомобилей. В том числе в третьем квартале – 256377. Причем, по сравнению со вторым кварталом нынешнего года производство за июль-сентябрь упало на 8,3%. В этом аналитики не видят ничего удивительного. По словам вице-президента инвестиционной группы «Атон» Александра Агибалова, это связано с обычной цикличностью спроса на автомобили. В четвертом квартале производство автомобилей должно еще немного снизиться.

В сравнении с тремя кварталами прошлого года результаты отечественного автопрома «старой закалки» выглядят неплохо. Большинство заводов за 9 месяцев 2004 года увеличили производство. Из тех, кто производит «стопроцентно российские» машины больше других отличился «ГАЗ» – производство «Волг» выросло на треть (+ 30,5%). «ИжАвто» увеличил выпуск на 20,7%, «АвтоВАЗ» – на 4,3%, «УАЗ» – на 1,6%. «КамАЗ» изготовил на 5,6% больше микролитражек «Ока», но зато этих машинок меньше собрали в Серпухове – «СеАЗ» снизил производство на 5,6%. Хуже всех выглядят показатели у «РосЛады»: выпуск снизился почти в два раза (– 48,7%). Так на работе предприятия сказалось прекращение сборки «девяток» и «четверок».

Наиболее впечатляюще смотрятся результаты СП «GM-АвтоВАЗ» – увеличение выпуска Chevrolet Niva в 2,3 раза. Но называть такие достижения выдающимися не очень-то корректно – в прошлом году производство только набирало обороты, а теперь наконец вышло на проектную мощность.

На предприятиях, собирающих автомобили иностранных брендов, темпы роста гораздо выше, чем в отечественом автопроме. За 9 месяцев этого года «Автотор» увеличил выпуск автомобилей в 1,9 раза, в том числе за счет того, что в номенклатуре завода появились машины GM: Hummer H2 и внедорожники Chevrolet. Всеволожский завод Ford произвел 20 042 автомобиля – так же в 1,9 раза больше, чем за соответствующий период 2003 года. Сейчас завод выпускает свыше 3 тыс. машин в месяц, так что к концу года здесь смогут изготовить больше запланированных 25 тыс. машин. Но бодрее всех развивается сборочное производство в Таганроге. ТагАЗ выпустил в 5 раз больше Hyundai, чем в январе-сентябре 2003. А вот московский «Автофрамос» производство снизил. Отверточная сборка Renault Simbol здесь полностью прекращена и сейчас завод занят подготовкой к полноценному производству модели Logan.

Всего за 9 месяцев этого года выпущено 50,4 тыс. «отечественных» иномарок (без учета Chevy-Niva). Это около 6% от общего выпуска легковушек в России по итогам трех кварталов.

Интенсивный рост производства иномарок аналитики объясняют не только ростом доходов населения и изменениями предпочтений покупателей в сторону более качественных машин, но высокой загрузкой старых отечественных предприятий. В отличие от сборочных производств иномарок, нашим заводам сейчас просто некуда расти. «Отечественные заводы физически не могут производить больше автомобилей, – говорит вице-президент инвестиционной группы «Атон» Александр Агибалов. – Тот же АвтоВАЗ сейчас работает на 95% мощности». Загрузка же заводов по производству иномарок, по словам Агибалова, сейчас порядка 30%.

Правда, в ноябре этого года ВАЗ запустит новый цех для производства «Калины», рассчитанный на сборку 220-230 тыс. машин. Вместе с «Калиной» потенциальная мощность вазовского производства составит порядка уже 1 млн. автоомбилей в год. Но каковы будут реальные объемы производства и продаж «Калины», аналитики пока сказать затрудняются. Гайрат Салимов считает, что «Калина» по комфорту находится на уровне «корейцев». «Но говорить сейчас что-то определенное насчет надежности и безопасности новой машины пока нельзя – новую модель может подвести качество сборочных компонентов», – говорит Салимов. По мнению аналитика, надежность деталей, из которых на конвейерах собирают автомобили – одна из основных проблем отечественного автопрома. «Нашим заводам, – говорит Салимов, – надо переходить от «натурального хозяйства», когда почти все детали для машины изготавливаются самим предприятием, к простой сборке. В всем мире автозавод заказывает детали для машин у независимых производителей, а сам занимается только штамповкой, сваркой кузовов, окраской и сборкой автомобиля».

В отличие от западных стран, где машин могут сделать сколько угодно, а распродать, порой, получается далеко не все, у наших заводов в целом неплохо обстоят дела с реализацией продукции. Правда, из всех российских заводов только ГАЗу и «GM-АвтоВАЗ» удалось реализовать всю свою продукцию без остатка. У остальных производителей, по данным «АСМ Холдинга», в августе-сентябре началось затоваривание.

У ВАЗа накопилось около 15 тыс. нераспроданных автомобилей, у Иж-Авто – 7,6 тыс., у УАЗа – 1850. По мнению аналитиков, затоваривание на ВАЗе по сравнению с месячным объемом выпуска совсем незначительное. А вот на заводских стоянках «Иж-Авто» к началу октября скопилось такое же количество «Од», «шестерок» и «пятерок», сколько завод выпускает за месяц. Действительно, с сегодняшнего дня рабочая смена на «Иж-Авто» сокращена на один час, а часть персонала отправлена в вынужденные отпуска. По сообщению пресс-службы группы «СОК», которой принадлежит предприятие, сокращение объемов производства временное, и укороченная смена будет действовать по 15 ноября. Вынужденный простой на «Иж-Авто» обещают использовать для подготовки цехов к намеченному на декабрь монтажу оборудования под сборку KIA Spectra. Сокращение объемов производства на заводе объясняют сезонным снижением спроса на автомобили.

Всего же российскими автозаводами и СП «GM-АвтоВАЗ» было продано 784609 автомобилей. За тот же период иномарок – нашей сборки и завозных – распродали 246 745 штук. Таким образом, сейчас каждая четвертая проданная в России машина – зарубежной марки.

Доля иномарок на рынке будет расти и в дальнейшем, но все же в большей степени за счет импорта, а не российской сборки, уверяют специалисты. По прогнозам аналитиков, к концу года в России будет продано около 1,5 млн автомобилей – на 15% больше, чем в прошлом году. Из них порядка 350 тыс. придется на иномарки, в том числе 65 тыс. – российского производства.

Производство и продажи российских автомобилей в январе-сентябре 2004 года(Открывается в новом окне)



Газета.RU