26.10.2004
Google Microsoft

Google ищет войны с Microsoft

Компании Microsoft в ближайшее время предстоит самая жестокая маркетинговая схватка в ее истории. Противостоять Биллу Гейтсу на этот раз будет Google Inc.– самый успешный интернет-проект современности. На прошлой неделе Google опередил Microsoft, выпустив универсальную программу для поиска файлов в сети и на компьютере. Эксперты указывают, что следующим шагом Google станет выпуск интернет-браузера, и тогда конкуренция с Microsoft примет глобальные масштабы.

    Новинка от Google называется Google Desktop и распространяется бесплатно на сайте desktop.google.com. Она работает под операционными системами Windows 2000/XP и позволяет искать файлы на компьютере точно так же, как информацию в сети,– через поисковую строку.

Выпуск Google Desktop – первый шаг Google в войне с Microsoft за рынок интернет-ориентированного софта – этот вид программного обеспечения в ближайшие годы станет основным бизнесом на рынке потребительского программного обеспечения (см. справку). Уже сейчас, по данным www.internetworldstats.com, к сети по всему миру подключено более 810 млн человек. При этом известно, что число компьютеров в мире составляет около 1-1,2 млрд. Люди скоро перестанут представлять себе компьютер без интернета с его безграничными коммуникативными возможностями. И в этой ситуации главными пользовательскими программами становятся интернет-браузер и поисковая машина, а непременным требованием к остальному софту – совместимость с этими программами. Первый бастион в этой войне Google уже покорил, создав самую популярную в мире поисковую систему Google.com. Теперь задача – сделать столь же популярный браузер. Залог успеха в таком деле – сыграть на опережение, удовлетворить актуальные запросы пользователя раньше, чем это сделает конкурент.

В случае с Google Desktop эксперты отмечают, что Google успешно сыграл на опережение – идею создать универсальный поиск, который бы одинаково работал на ПК и в интернете, уже несколько лет пытается реализовать Microsoft. Крупнейший производитель ПО планировал внедрить такой поиск в операционной системе следующего поколения Windows Longhorn в 2006 году (см. Ъ от 16 января).

В офисе Google планов по выпуску интернет-ориентированных приложений не раскрывают. Хотя есть масса косвенных свидетельств того, что Google готовит плацдарм для удара на главном направлении – создании и продвижении собственного браузера. Например, журнал Business Week сообщил, что в последние несколько месяцев в Google перешло несколько десятков программистов из Microsoft, Sun и BEA Systems, причем эти люди раньше занимались созданием браузеров. Кроме того, компания Google зарегистрировала домен www.gbrowser.com – по аналогии с уже запущенным почтовым сервисом www.gmail.com.

Пока Microsoft занимает около 90% рынка браузеров, но перспективы Google в этой области, по мнению экспертов, весьма неплохи. "Главное, что произойдет с выпуском Google Desktop,– изменение пользовательских привычек,– считает генеральный директор компании 'Ашманов и партнеры' Игорь Ашманов.– Раньше пользователи неохотно пользовались средствами поиска в Windows, а теперь и вовсе могут от них отказаться в пользу Google. Это еще сильнее укрепит брэнд Google на рынке и подготовит его к дальнейшей борьбе за рынок ПО".

Эксперты полагают, что создавать собственную операционную систему компании Google ни к чему. Перспективы для Google видят в том, чтобы присоединиться к свободным разработчикам софта и продвигать конкурентную Windows операционную систему Linux. "Google развивает идею, что поиск – это операционная система будущего, и, с моей точки зрения, такая идея очень жизнеспособна,– считает главный редактор компании 'Яндекс' Елена Колмановская.– Просто сейчас немногие готовы в это поверить. Конечно, Google не будет собирать собственный программный продукт с нуля, однако сейчас есть масса привлекательных проектов, к которым можно просто присоединиться. Например, известная ОС Linux".

$16 млрд в контексте

Конкуренция на рынке интернет-ориентированных программ – это в основном конкуренция за деньги и рекламодателей. Они зарабатываются на размещении контекстной рекламы в поисковых системах: если вы ищете "моторное масло", то вместе с результатами поиска получите предложение купить такое масло в режиме on-line в интернете. По данным Jupiter Research, объем мирового рынка контекстной интернет-рекламы в 2003 году составил $6,6 млрд, в 2004 году вырастет до $8,4 млрд, а в 2009 году увеличится до $16,1 млрд. Около трети рынка контекстной рекламы сегодня контролирует Google. Браузер же стал основным транспортом контекстной рекламы – тип браузера задает стандарты работы с рекламируемыми ресурсами и услугами.


КоммерсантЪ