Google ищет войны с MicrosoftКомпании Microsoft в ближайшее время предстоит самая жестокая маркетинговая схватка в ее истории. Противостоять Биллу Гейтсу на этот раз будет Google Inc. самый успешный интернет-проект современности. На прошлой неделе Google опередил Microsoft, выпустив универсальную программу для поиска файлов в сети и на компьютере. Эксперты указывают, что следующим шагом Google станет выпуск интернет-браузера, и тогда конкуренция с Microsoft примет глобальные масштабы.
Новинка от Google называется Google Desktop и распространяется бесплатно на сайте desktop.google.com. Она работает под операционными системами Windows 2000/XP и позволяет искать файлы на компьютере точно так же, как информацию в сети, через поисковую строку. Выпуск Google Desktop первый шаг Google в войне с Microsoft за рынок интернет-ориентированного софта этот вид программного обеспечения в ближайшие годы станет основным бизнесом на рынке потребительского программного обеспечения (см. справку). Уже сейчас, по данным www.internetworldstats.com, к сети по всему миру подключено более 810 млн человек. При этом известно, что число компьютеров в мире составляет около 1-1,2 млрд. Люди скоро перестанут представлять себе компьютер без интернета с его безграничными коммуникативными возможностями. И в этой ситуации главными пользовательскими программами становятся интернет-браузер и поисковая машина, а непременным требованием к остальному софту совместимость с этими программами. Первый бастион в этой войне Google уже покорил, создав самую популярную в мире поисковую систему Google.com. Теперь задача сделать столь же популярный браузер. Залог успеха в таком деле сыграть на опережение, удовлетворить актуальные запросы пользователя раньше, чем это сделает конкурент. В случае с Google Desktop эксперты отмечают, что Google успешно сыграл на опережение идею создать универсальный поиск, который бы одинаково работал на ПК и в интернете, уже несколько лет пытается реализовать Microsoft. Крупнейший производитель ПО планировал внедрить такой поиск в операционной системе следующего поколения Windows Longhorn в 2006 году (см. Ъ от 16 января). В офисе Google планов по выпуску интернет-ориентированных приложений не раскрывают. Хотя есть масса косвенных свидетельств того, что Google готовит плацдарм для удара на главном направлении создании и продвижении собственного браузера. Например, журнал Business Week сообщил, что в последние несколько месяцев в Google перешло несколько десятков программистов из Microsoft, Sun и BEA Systems, причем эти люди раньше занимались созданием браузеров. Кроме того, компания Google зарегистрировала домен www.gbrowser.com по аналогии с уже запущенным почтовым сервисом www.gmail.com. Пока Microsoft занимает около 90% рынка браузеров, но перспективы Google в этой области, по мнению экспертов, весьма неплохи. "Главное, что произойдет с выпуском Google Desktop, изменение пользовательских привычек, считает генеральный директор компании 'Ашманов и партнеры' Игорь Ашманов. Раньше пользователи неохотно пользовались средствами поиска в Windows, а теперь и вовсе могут от них отказаться в пользу Google. Это еще сильнее укрепит брэнд Google на рынке и подготовит его к дальнейшей борьбе за рынок ПО". Эксперты полагают, что создавать собственную операционную систему компании Google ни к чему. Перспективы для Google видят в том, чтобы присоединиться к свободным разработчикам софта и продвигать конкурентную Windows операционную систему Linux. "Google развивает идею, что поиск это операционная система будущего, и, с моей точки зрения, такая идея очень жизнеспособна, считает главный редактор компании 'Яндекс' Елена Колмановская. Просто сейчас немногие готовы в это поверить. Конечно, Google не будет собирать собственный программный продукт с нуля, однако сейчас есть масса привлекательных проектов, к которым можно просто присоединиться. Например, известная ОС Linux". Конкуренция на рынке интернет-ориентированных программ это в основном конкуренция за деньги и рекламодателей. Они зарабатываются на размещении контекстной рекламы в поисковых системах: если вы ищете "моторное масло", то вместе с результатами поиска получите предложение купить такое масло в режиме on-line в интернете. По данным Jupiter Research, объем мирового рынка контекстной интернет-рекламы в 2003 году составил $6,6 млрд, в 2004 году вырастет до $8,4 млрд, а в 2009 году увеличится до $16,1 млрд. Около трети рынка контекстной рекламы сегодня контролирует Google. Браузер же стал основным транспортом контекстной рекламы тип браузера задает стандарты работы с рекламируемыми ресурсами и услугами. КоммерсантЪ |