26.10.2004

Интернет по-японски могут внедрить российские сотовые операторы



Юлия Белоус

Операторы “большой тройки” в будущем могут внедрить у себя на сети популярную японскую систему i-mode. Она помогает максимально упростить работу абонента с мобильным Интернетом, а также облегчает взаимодействие контент-провайдеров с операторами сотовой связи.

Служба i-mode была запущена в марте 1999 г. в Японии в сети оператора NTT DoCoMo. Уже через год ее абонентами были почти 4,5 млн человек. Сейчас i-mode также работает в сетях операторов Франции, Германии, Испании, Италии. Главное достоинство i-mode в том, что эта служба помогает максимально упростить работу абонента с мобильным Интернетом. Абонент нажимает на телефоне специальную кнопку и попадает на интернет-портал оператора, который содержит ссылки на сайты самого оператора и сайты контент-провайдеров. При помощи нескольких команд абонент может быстро найти необходимую информацию или получить необходимую услугу.

I-mode также помогает облегчить работу контент-провайдеров с операторами. Каждый контент-провайдер регистрирует свой интернет-сайт у сотового оператора, после чего этот сайт заносится в меню i-mode и абонент может легко попасть на него. Оператор и контент-провайдер определяют, сколько будет стоить доступ абонентов к данному сайту, и оператор сам взимает эту плату с абонентов. Затем деньги передаются контент-провайдеру, а оператор берет себе комиссионные за посредничество.

Скоро эта система работы с мобильным Интернетом может появиться и в России. Как сообщил помощник генерального менеджера подразделения решений для мобильных сетей Кенго Сайто, NEC сейчас обсуждает с несколькими российскими крупными операторами возможность внедрения i-mode. Лицензией на использование i-mode владеет NTT DoCoMo, а NEC является поставщиком платформы и специальных сотовых телефонов, поддерживающих i-mode. Базироваться i-mode может на уже существующей сети GSM/GPRS.

По словам директора по связям с общественностью “МегаФона” Андрея Климова, его компания уже достаточно долгое время ведет переговоры по поводу возможного внедрения i-mode у себя в сети. По мнению Климова, сейчас необходимо приучить абонентов к тому, что телефон можно использовать не только для разговоров, а как источник всевозможной информации и полезных услуг. I-mode как раз и должна привлечь внимание абонентов к мобильному Интернету.

Начальник службы по связям с общественностью МТС Павел Нефедов сказал, что NEC предложил МТС поставить платформу для i-mode и сейчас его предложение рассматривается среди прочих. Нефедов уверен, что службы, подобные i-mode, нужны российским сотовым операторам. “Сейчас абонентам предлагается множество дополнительных услуг, но все это делается разрозненно. I-mode помогает создать единый интерфейс для абонентов и контент-провайдеров для работы с этими услугами”, — отмечает он.

Руководитель службы по связям с общественностью “ВымпелКома” Михаил Умаров отметил, что сейчас в компании обсуждается возможность внедрения i-mode, но конкретных переговоров ни с кем не ведется.

По мнению аналитика iKS-Consulting Оксаны Панкратовой, внедрение i-mode может подстегнуть развитие существующего рынка мобильного контента и увеличить доходы операторов от неголосовых услуг, которые в 2003 г. составили 11% от общей выручки сотовых компаний. В Японии неголосовые услуги сейчас приносят операторам 40% дохода.

Аналитик J'son & Partners Борис Овчинников считает, что i-mode может и не прижиться в России. “Это стандартизированный продукт, рассчитанный на психологию азиатских потребителей, у которых очень популярны всевозможные мобильные развлечения и технологические новшества. Наши люди более консервативны, они меньше интересуются такими услугами”, — отмечает он. К тому же, по мнению Овчинникова, отрицательно повлиять на продвижение i-mode может тот факт, что для ее использования нужен специальный телефон с поддержкой этой системы.

“Если операторы начнут внедрять бизнес-модель i-mode, то это можно только приветствовать. Согласно этой модели оператор в среднем берет себе 9% комиссионных за обеспечение доступа своих абонентов к ресурсам контент-провайдеров, а 91% доходов достается контент-провайдеру, — говорит гендиректор холдинга Next Media Group Тимофей Бокарев. — В России сейчас это соотношение составляет 45% и 55% соответственно”. Кроме того, если сейчас контент-провайдеры самостоятельно продвигают свои услуги, то в случае с i-mode оператор помогает рекламировать эти услуги при помощи своего интернет-портала, добавляет он.



Ведомости