26.10.2004

Прокурор взялся за шоу-бизнес



Этан Смит

Прозванный некогда “грозой Уолл-стрит” нью-йоркский прокурор Элиот Спитцер добрался до звукозаписывающих компаний. Он собирается раскрыть хитрые схемы, которые позволяют компаниям с помощью “независимых” посредников раскручивать нужные им композиции на радио.


Схема, в которой задействованы независимые посредники, была изобретена для того, чтобы обойти правила, запрещающие ранее применявшуюся схему под названием payola. Это прямая сделка между радиостанцией и кем-либо, кто хочет проиграть свою песню по радио. По закону станция обязана сообщать о ней в эфире. После нескольких скандалов в 50–60-х гг., возникших из-за того, что станции скрывали случаи использования схемы payola, большие радиокомпании частично отказались от подобной практики.

Отношения между радиостанциями и звукозаписывающими компаниями всегда были недостаточно прозрачными. Компании платят сотни тысяч долларов за то, чтобы песню с нового диска проиграли по радио. Регуляторы еще несколько десятков лет назад начали делать попытки привести деятельность компаний в соответствие с законом.

Также давно известно, что звукозаписывающие фирмы платят за промоушн не напрямую, а через посредников, но лишь Спитцер взялся за дело всерьез. Он попросил гигантов индустрии, среди которых Warner Music Group, EMI Group, Universal Music Group и Sony BMG Music Entertainment, объяснить, как они строят отношения с радиостанциями. Одной из фирм, Warner Music, уже послан официальный запрос.

Расследование в отношении больших звукозаписывающих компаний Спитцер начал еще летом — он предложил план распределения роялти между музыкантами, композиции которых проигрываются по радио. Некоторых музыкантов, в том числе достаточно популярных, компании просто не смогли найти. Пока точно неизвестно, чем закончилось это расследование.

Многие из них отказались от услуг посредников, которые “заказывали музыку”, или узаконили отношения с ними. Некоторые начали брать с них мзду за сотрудничество. Звукозаписывающие компании возмутились — в результате введения новых правил резко повышались их расходы на промоушн. Независимый посредник может потребовать за свои услуги по раскручиванию композиции от $20 000 до $300 000.

Но радиостанции все чаще отказываются от услуг посредников и потому, что эта практика уже много лет вызывает нарекания властей и недостаточно эффективна. Радиостанции не перестают утверждать, что участие посредников от звукозаписывающих компаний никогда не влияло на выбор музыки, которая прозвучит в эфире. Тем не менее в прошлом году крупнейшая американская сеть радиостанций Clear Channel Communications заявила, что собирается прервать связь с промоутерами, чтобы избежать обвинений в использовании схемы “музыка за деньги”. Другие представители музыкальной индустрии, правда, утверждают, что независимых посредников до сих пор используют так же часто, как раньше.

По сведениям газеты The New York Times, посредники, по их словам, платят радиостанциям сотни тысяч долларов даже не за то, чтобы “продавать” им композиции, а для того, чтобы получить список композиций, которые они собираются проигрывать, а потом представляют счет звукозаписывающим компаниям на каждую композицию, которая прозвучит в эфире. (WSJ, 22.10.2004, Кирилл Корюкин)



Ведомости