В Европе разлюбили еду из СШАДэн Робертс Ведущие американские компании отмечают падение продаж в крупнейших европейских странах. Основной причиной считается замедление роста европейской экономики, но, по мнению аналитиков, еще один фактор антиамериканские настроения, возникшие после начала войны в Ираке. Лидерам американского рынка не удается поддерживать объем продаж в странах старой Европы, как ее окрестил министр обороны США Доналд Рамсфелд, прежде всего в Германии и Франции. В последнее время это ощутили на себе Coca-Cola, McDonald's, Marlboro и General Motors, а до этого Wal-Mart и Gap. Сами компании пеняют на экономические проблемы Старого света, в частности, высокий уровень безработицы, налогообложения и госрегулирования. Все это привело к падению продаж американских гигантов в III квартале. Так, представители McDonald's сообщили, что рост продаж практически прекратился из-за того, что у немцев пропал аппетит к ее блюдам. Разлюбили немцы и продукцию Coca-Cola. В Германии выручка компании в III квартале упала на 16% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Американские компании отвергают предположения о том, что падение спроса связано с антиамериканскими настроениями, вызванными несогласием с иракской кампанией. Они предпочитают ссылаться на временные факторы, такие как холодное лето в Европе и введение новых правил утилизации отходов. Я уверен, что можно найти потребителей, которые скажут, что сделали политический выбор [не купив нашу продукцию], говорит генеральный директор Coca-Cola Невилл Исделл. Но в совокупности факторов этот протест, по его мнению, значения не имеет. Мне представляется, что неприятие и протест против внешней политики [союзников США] теперь обращаются против всего американского, говорит Кит Райнхард, председатель совета директоров рекламного агентства DDB Worldwide. С ним соглашается американский эксперт по изучению общественного мнения Джон Зогби. Вполне возможно, что все это растущая неприязнь именно к американским продуктам, говорит Зогби. Но главная жертва потребителей Marlboro. Продажи этих сигарет, в III квартале упали на 24,5% во Франции и на 18,7% в Германии. Сеть кофеен Starbucks также отметила, что интерес европейцев к американским продуктам упал. (FT, 24.10.2004, Кирилл Корюкин) Ведомости |