26.10.2004

"ИжАвто" остановил конвейер



Владимир Штанов
Глеб Столяров
Евгений Корнилов

Третий по величине автосборочный завод в России — “ИжАвто” решил почти на месяц остановить конвейер. На предприятии объясняют этот шаг затовариванием рынка. А эксперты указывают, что проблемы завода со сбытом вызваны растущим интересом россиян к более дорогим и качественным автомобилям.


“ИжАвто” контролируется группой “СОК”, завод производит различные модификации автомобилей “Иж”, а также ВАЗ-21043 и ВАЗ-2106. С начала 2004 г. предприятие собрало более 85 000 машин с учетом KIA Spectra. В 2004 г. через дилерскую сеть в среднем продавалось около 8700 автомобилей в месяц.

Как рассказала “Ведомостям” пресс-секретарь “ИжАвто” Инна Левыкина, конвейер остановлен с 25 октября до 15 ноября. А с начала октября на автозаводе был сокращен рабочий день на один час. Российские заводы уже давно не прибегали к масштабным остановкам производства. Так, два года назад “АвтоВАЗ” и ГАЗ из-за проблем со сбытом останавливали конвейер на месяц.

Остановку работы конвейера на “ИжАвто” объясняют сезонным снижением спроса на автомобили. Осенью 2002 и 2003 гг. Ижевский автозавод также на несколько недель останавливал конвейер, поясняет Левыкина. Она говорит, что сейчас товарные запасы “ИжАвто” вдвое превышают нормативные показатели, но не уточняет, насколько. Аналитик “Атона” Александр Агибалов говорит, что, если остаток автомобилей равен месячному объему производства, “налицо проблемы со сбытом”. Левыкина также сообщила, что завод на 12% снизил план производства на 2004 г. По ее словам, в нынешнем году “ИжАвто” соберет 100 000 автомобилей вместо планировавшихся 114 000. “Более точное количество будет зависеть от ситуации на рынке, что будет ясно в конце октября — начале ноября”, — добавляет она.

“Учитывая рост рынка в целом, я ожидаю, что продажи по итогам года будут не 1,5 млн, как в 2003 г., а 1,7 млн автомобилей, — говорит аналитик "Тройки Диалог" Гайрат Салимов. — И то, что на этом фоне у "ИжАвто" возникли проблемы со сбытом, говорит о проблемах спроса более серьезных, нежели сезонный спад”. “При общем подъеме автомобильного рынка в России ситуация [с "ИжАвто"] выглядит нетипичной”, — соглашается с ним сотрудник московской дилерской компании, пожелавший остаться неназванным. Возникшие проблемы со сбытом “ИжАвто” он связывает с недавним повышением цен на автомобили примерно на 10%. “Это в сочетании с сезонным снижением спроса и привело к затовариванию”, — резюмирует дилер.

На “ИжАвто” соглашаются, что повышение цен на автомобили могло сказаться на снижении спроса. Поэтому ближайшее время на “ИжАвто” не собираются менять цены. По словам Левыкиной, на заводе введен мораторий на повышение цен до конца 2004 г. Впрочем, на “ИжАвто” времени решили зря не терять. Пока конвейер стоит, завод будет готовиться к монтажу оборудования для серийной сборки автомобилей KIA Spectra, массовый выпуск которых запланирован на август 2005 г.



Ведомости