12.11.2004

Российские абоненты мобильной связи одни из самых активных и технически грамотных покупателей Java-игр в мире



По сравнению с западноевропейскими владельцами мобильных телефонов, россияне в 5-10 раз чаще загружают оплаченные Java-игры. И это несмотря на то, что европейские покупатели зачастую приобретают телефоны, уже настроенные на WAP & GPRS. Об этом, а также о многих других интересных фактах и тенденциях мирового рынка мобильных развлечений стало известно сотрудникам российского провайдера PlayFon в ходе участия в международной конференции Mobile Games 2004, проходившей с 14 по 15 октября в Испании.

Mobile Games - ежегодная конференция, посвященная исключительно играм для мобильных телефонов.

По общему мнению участников конференции, в целом, рынок игр для мобильных телефонов демонстрирует впечатляющие показатели. Его текущий общий объем оценивается в $1 млрд., а общая стоимость публичных компаний, занимающихся разработкой мобильных игр, оценивается в $2,6 млрд. Мобильные операторы США Verizon и Srpint обеспечивают примерно по 1 миллиону загрузок игр в месяц. И это все при том, что на ближайшие 6 лет ежегодный рост рынка прогнозируется в двухзначных цифрах процентов (в 2004 мировой рынок игр вырос на 111% по сравнению с 2003 годом, и даже в 2009 году предсказывается рост в 24% по сравнению с 2008 годом).

Вместе с тем, ведущими мировыми разработчиками, присутствовавшими на Mobile Games, неоднократно было высказано мнение, что загружаемые игры никогда не будут приоритетным направлением деятельности для западных операторов, так как доля Java-игр составляет лишь 1% от их общего дохода (хотя 80% продаж игр в Европе выполняется через мобильных операторов). По мнению большинства разработчиков, подобная ситуация сохранится и в дальнейшем. При имеющейся возможности заработать в 10-ки раз больше на других услугах, столь маленький процент в общем объеме доходов приводит к нежеланию операторов выделять значительные ресурсы на развитие этого сегмента собственными силами. В силу этого разработчики в ходе конференции не раз называли западных операторов "бутылочным горлом" рынка мобильных игр.

В силу указанных обстоятельств, в ходе конференции еще один оператор - испанский Telefonica Movile - объявил о переходе от модели предоставления контента от своего лица к предоставлению своей инфраструктуры для подключения к ней технических платформ сторонних контент-провайдеров. Вряд ли стоит упоминать, что это путь, используемый всеми значимыми мобильными операторами России. Это вселяет уверенность в том, что текущая российская бизнес-модель предоставления контента является оптимальной и соответствующей интересам всех заинтересованных сторон, в том числе и в долгосрочной перспективе.

Разумется, участники конференции много времени уделили сфере разработок игр, которая, по мнению большинства, в скором будущем должна претерпеть значительные изменения.

В последнее время наблюдается мощный приток инвестиционного капитала в эту область рынка, в связи с чем ведущие операторы и разработчики уже в ближайшее время ожидают улучшения качества предоставляемых пользователям игр, в частности создания достаточно развитых приложений на основе 3D-графики. Можно с уверенностью утверждать, что это направление будет развиваться достаточно интенсивно - на пути такого развития остается все меньше технических проблем. В частности, компанией Cornice был продемонстрирован жесткий диск для сотового телефона объемом 1.5Гб. По словам представителя компании, именно эта модель используется в первом в мире мобильном телефоне со встроенным жестким диском - Samsung SPH-V5400. При этом через год планируется довести максимальный объем диска до 8 Гб.

Сегодня мобильные игры составляют всего 3-5% от общего объема рынка видеоигр, но, учитывая все сказанное выше, а также возможности по передаче данных сетей 3G, этот процент несомненно, должен увеличиться в достаточно близком будущем.

Пользователи, в свою очередь, уже готовы к подобным изменениям. Средняя продолжительность одной игровой сессии уже сейчас составляет 20 минут, так что можно с уверенностью утверждать, что игроки готовы тратить время на игры, предоставляющие отличную графику и захватывающий сюжет. Средний возраст потребителей также изменяется. Если раньше большинство доходов от продаж Java-игр приносили люди в возрасте 15-25 лет, то сейчас до 40% покупок обеспечивают потребители, не входящие в эти возрастные параметры. Появляется поколение людей, никогда ранее не игравших в любые компьютерные игры, и впервые полюбивших этот вид развлечений благодаря играм для мобильного телефона!

Выбирая провайдера, большинство покупателей руководствуются количеством представленным в его ассортименте игр - таковы данные маркетингового исследования одного из крупных производителей мобильных игр In Fusio. Следующими по важности приоритетами являются: возможность быстрой загрузки игр, сохранения большого количества игр на один телефон, а также постоянного обновления ассортимента игр у провайдера.

Чтобы удовлетворить все требования российских любителей игр, PlayFon, благодаря налаженным новым контактам с ведущими мировыми разработчиками, намерен как и ранее постоянно пополнять свою контент-базу новейшими продуктами. Резко увеличится количество сетевых игр. Кроме того, провайдер готов в самое ближайшее время предложить российским производителям игр возможность встроить в свои игры поддержку централизованного хранения данных об игроках, что позволит каждому играющему в любой момент сравнить свои результаты игры с лучшими мировыми достижениями.

Российские абоненты мобильной связи


Российские абоненты мобильной связи