Путин убеждает предпринимателей в непродуктивности страхаРецепт от либерального застоя Екатерина ГРИГОРЬЕВА "Чиновники должны защищать частную собственность не меньше, чем государственную" - это заявление Владимира Путина съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) бурными аплодисментами не встретил, но именно на него возложил некоторую надежду на будущее. "В нашей стране всегда прислушивались и будут прислушиваться к сигналам высшей власти", - комментировали потом Путина предприниматели. Но, как показал прошедший во вторник съезд, обладатели частной собственности, особенно крупной, защиты ищут по-прежнему лишь у одного чиновника - президента. Путин же сделал все, чтобы устоявшееся "диалог власти и бизнеса" трансформировать в "диалог власти и правительства". Колонный зал, около полудня, свободное место найти трудно. Лиц, ассоциирующихся с РСПП (от "красных директоров" до "олигархов"), весьма немного. Аркадий Вольский, поднявшись на трибуну, обращается к собравшимся "уважаемые товарищи". Объясняет - приехали 786 делегатов от региональных отделений и представительств РСПП. Пунктов в повестке дня три: "об экономической ситуации в стране", "об инициативах президента по укреплению российской государственности", "разное". Бизнес и власть "вместе ответственны" за развитие экономики, начинает свое выступление Путин. Но продолжает не совсем тем, чего от него ждали. РСПП, например, серьезно готовился к разговорам о социальной ответственности бизнеса (еще год назад тема воспринималась почти в штыки, на уровне "мы платим налоги, что еще надо"). И даже подготовил Социальную хартию, без присоединения к которой, скорее всего, в будущем будет невозможно участие в РСПП. Путин же начал по сути отвечать на те вопросы, которые в последний год сами предприниматели боялись задать. Сначала - о той же самой социальной ответственности, причем на этот раз в самом приятном для предпринимателей ракурсе. "Совместная работа государства и бизнеса не должна заканчиваться принуждением к непроизводственным расходам и поборам, а такое, к сожалению, встречается и в центре, и на местах", - говорит Путин. Хотя как раз с непроизводственными расходами, то есть с дополнительными и не всегда добровольными тратами на социальную сферу, часть бизнеса уже смирилась. А дальше о главном: "государство должно гарантировать незыблемость итогов состоявшейся приватизации", "чиновники должны защищать частную собственность не меньше, чем государственную". И о некоторых его частях, то есть косвенно о "ЮКОСе": - Расследование крупных дел в сфере предпринимательства, включая налоговые, не должно рассматриваться как сигнал искать в каждом вновь созданном предприятии угрозу государственным интересам. Страх непродуктивен. Страх (по данным РСПП, 37.2% бизнесменов считают, что в последние 3 года государством нарушались законные права их предприятий) Путин предложил заменить "здоровым патриотизмом". Вольский заговорил было как раз в духе принятых представлений о патриотизме: "Президент прав, сейчас брошен вызов не ему, парламенту или правительству, брошен вызов всему народу". Но после слов о поддержке предложенных Путиным в сентябре мер и о том, что бизнес за единую Россию, Вольский тон резко сменил. Страна по-прежнему на экстенсивном пути развития, говорил он, при таких условиях срок жизни нынешнего "относительного благополучия" - 7-10 лет. Вольский продолжил: если на смену политике выживания не придет политика модернизации, то "это время может войти в историю как либеральный застой". О застое именно как о вероятной характеристике политической эпохи Путину публично еще никто не говорил. Впрочем, рецепт от РСПП последовал. Причем почти поэтический: "Чтобы корабль экономики набрал скорость и взял верный курс, нужен не только парус предпринимательства, но и штурвал государственного регулирования", - процитировал Вольский, член российско-японского Совета мудрецов, премьера Икэда, который в 60-е годы как раз ставил перед Японией задачу удвоения ВВП. И еще одна часть рецепта от Вольского, с учетом опыта предыдущих встреч с Путиным фактически смелая: - Власть должна принять как должное: бизнес нельзя "построить", так, как "строят" бюрократию, он тогда теряет свою внутреннюю энергетику, созидательную активность и перестает быть бизнесом в том смысле, в котором может и должен развивать экономику. В остальном "штурвал госрегулирования" по мнению главы РСПП, выглядит так: эффективная промышленная политика, возможность использования концессионных соглашений, хотя бы пятилетняя стабильность в налоговых правилах, отказ государства от части своих функций в пользу саморегулируемых рыночных организаций. Плюс пока неудавшаяся административная реформа. "Чем выше уровень деловой активности в регионе, тем выше расходы на преодоление административных барьеров", - подвел итог нынешнему состоянию реформы Вольский. ...Путин в Колонном зале провел три часа - рекорд для подобных мероприятий. Кое-что из услышанного вызывало у него явное удивление (например, рассказ о серьезных налоговых послаблениях, отличающих ПФР от негосударственных пенсионных фондов). Эмоциональное резюме оказалось таким: - Мне действительно было очень интересно слушать выступающих. Критические замечания - особенно ценные, но не бесспорные в некоторых моментах. Резюме практическое: список тем, которые Путин пообещал обсудить с членами правительства. Что же касается отношений предпринимателей и власти, той темы, которая и год назад, и сейчас волнует РСПП, то единственный прозвучавший ответ таков: "Сожалею, что в результате административной реформы произошли сбои в диалоге бизнеса и правительства". То есть, как поняли многие, экономические проблемы нужно решать в Белом доме, а других проблем быть не должно. Так что в финале Вольский объявил о том, что съезд полностью поддерживает президентские меры по укреплению страны, и Путина поблагодарил: "Спасибо за то, что вы есть". ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ БИЗНЕСМЕНАМ ПУТИН: Сегодня мы подошли к качественно новым социально-экономическим рубежам. Выросли возможности - соответственно выросли и требования к власти, да и к коллегам по деловому сообществу. Мы поставлены перед необходимостью консолидированной, согласованной работы над приоритетными задачами и вместе ответственны за выбор наиболее эффективных путей их реализации. Действительно продуктивным способно стать заинтересованное участие частного капитала в решении приоритетных общегосударственных задач и крупных национальных проектах. Некоторый опыт, основанный на совпадении коммерческих и общественных интересов, уже есть: есть и позитивный опыт, есть, к сожалению, и негативный. И его трезвая, беспристрастная оценка заставляет нас задуматься, сделать выводы. Еще одно перспективное направление - это участие бизнеса в реализации инфраструктурных проектов государства, таких, как крупные транспортные, магистральные проекты, энергообеспечение, укрепление приграничной инфраструктуры. Частный капитал вполне способен эффективно и самостоятельно развивать социальную инфраструктуру вокруг новых дорог, портов, поселений - развивать с выгодой и для себя, и для государства. Именно здесь тесно переплетены интересы рынка и наши геополитические интересы и, без преувеличения, очень часто и интересы безопасности государства. Считаю, что уже в самое ближайшее время следует создать правовую базу для совместной работы по приоритетным программам, и государство должно обеспечить стабильность условий работы частных инвесторов - включая рамки концессионных соглашений и гражданского оборота прав на интеллектуальную собственность. С вашей стороны ждем более высокой инвестиционной активности в социальных проектах, в науке, образовании и в целом - в развитии так называемого человеческого фактора. Есть люди, которые отличаются особыми заслугами перед государством и страной. Я готов подумать над предложением об учреждении звания Почетного предпринимателя. "Слова должны перейти в указания правительству" Игорь Юргенс, вице-президент РСПП: - Самое главное для нас - что прозвучали две фразы: чиновник должен относиться к частной собственности абсолютно так же, как к государственной, и должен стоять на страже предпринимателей. Все остальное приложится. По земельному вопросу президент подтвердил свою позицию, что он против повторного выкупа земель под уже приватизированными и выкупленными предприятиями. Я надеюсь, что теперь к этому вопросу вернется правительство. Валентин Завадников, председатель комитета Совета федерации по промышленной политике: - Выступление президента было очень правым по своей идеологической направленности. Печально, что за последние пять лет этих выступлений в жизни происходит прямо противоположное. Это печальная тенденция. Но выступление Аркадия Вольского содержало четыре очень спорных момента. Во-первых, глава РСПП сказал, что бизнес должен добровольно на себя принять обязательства по осуществлению государственных контрольно-надзорных функций. Это, с моей точки зрения, некое передергивание. Во-вторых, по мнению главы РСПП, нельзя наводить порядок в естественных монополиях и организовывать там рынок, поскольку это подрывает нашу экономику. Говорилось про рост цен и необходимость расставлять приоритеты для отраслей. На самом деле не должно быть приоритетов, а должны быть нормальные равные рыночные условия для всех секторов экономики. А дальше уже кто выживет. Вольский по традиции говорил про социальные обязательства бизнеса. Но на самом деле это должно быть проблемой не бизнеса как такового, а граждан с высокими доходами. Наконец, в выступлении президента РСПП звучало обвинение прессы, что она вбивает клин между властью и бизнесом. Но ведь понятно, что пресса есть отображение реальных отношений, которые, может быть, непубличны, но которые все хорошо понимают. И не надо, как говорится, на зеркало пенять... Журналисты не являются первопричиной, они - отображение существующей действительности. Да, они могут где-то эскалировать, где-то сглаживать, но не они определяют существующие отношения в обществе. Не нужно в этом винить прессу. Устранять нужно причину, а не следствие. Сергей Беляков, заместитель председателя налогового комитета РСПП: - Основная позиция Путина - что он заинтересован в расширении диалога власти и бизнеса, и это касается в том числе налоговых вопросов. Путин заявил, что собирается обеспечить такой диалог. Видимо, речь идет о создании рабочей группы по налогам в рамках Совета по конкурентоспособности. Такой группы пока нет, и предложение создать ее сделал в своем докладе на съезде Олег Киселев. По другим проблемам представители РСПП говорили, что решения президента не реализуются на практике. Владимир Путин на это уклончиво ответил, что действительно необходимо работать. Мы надеемся, что реакция президента будет, слова перейдут в поручения и указания правительству и наконец-то все предложения, которые были озвучены президентом в послании Федеральному собранию, будут реализованы. У нас основная проблема в том, что президент говорит правильные вещи, но на практике они не реализуются. Еще одна проблема - определение Конституционного суда, которое запрещает применять возмещение НДС, ранее уплаченного поставщикам в части заемных средств. Все понимают проблему, правительство говорит, что оно готово ее решить, но ничего не делается. А прошло уже полгода. Президент по этому поводу ничего не сказал, но у меня такое ощущение, что, поскольку об этом говорили все - и Вольский, и Киселев, - то как-то он на это отреагирует. Андрей Нещадин, генеральный директор Экспертного института РСПП: - Президент правильно поставил вопрос, что налоги надо снижать. Но вопрос ведь состоит в том, как это правильно сделать, чтобы это не сказалось ни на пенсионном фонде, ни на фондах медицинского страхования, ни на самом бюджете. Должна быть составлена двух-трехлетняя программа снижения налогового бремени. Александр Шохин в своем докладе на съезде ошибся - сказал, что налоговое бремя составляет 30% ВВП, на самом деле оно составляет примерно 35.9%. Президент его поправил и назвал правильную цифру. Выступление президента свидетельствует об отсутствии конкретной, согласованной с бизнесом программы на 2-3 года вперед по вопросу о том, когда и какие налоги снижать. Марк Урнов, председатель Фонда аналитических программ "Экспертиза" - В ближайшее время отношения между властью и бизнесом не изменятся, потому что кризис достаточно глубокий: недоверие к власти слишком велико, инвестиционный климат плохой, капитал уходит из страны. Чтобы нормальные не по форме, а по содержанию отношения восстановились, нужны не только периодические встречи президента с представителями бизнес-сообщества, на которых Владимир Путин произносит некие политические декларации. Нужно внятное объяснение того, что такое "дело ЮКОСа", - пока здесь сплошные вопросы, которые порождают нервозность и всячески блокируют инвестиционные проекты. Насколько я понимаю, бизнес в свое время предлагал продолжение диалога, власть на него не пошла, но предпринимателям нужно продолжать настаивать на необходимости контактов. Власть не может не быть заинтересована в нормальном экономическом росте, а для того, чтобы он был, и необходимо восстановление доверия бизнеса к власти. Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий: - Власть будет и дальше всячески проводить свое понимание социальной ответственности бизнеса, которое заключается в трех основных позициях. Первая - нужно своевременно платить налоги, при этом принципиально отказываясь от любых схем их минимизации, и ни в коем случае не вступать в спор с государством по этому поводу. Ситуация с "ЮКОСом" показала, что государство может признать незаконной любую схему. Вторая позиция - политическая лояльность, отказ от финансирования любых оппозиционных политических проектов. Третья - участие бизнеса в больших экономических проектах, где государство определяет задачи, а предприниматели инвестируют в соответствии с полученными указаниями. Вторую позицию бизнес готов безусловно принять. Насчет схем налогообложения - с предложенным подходом согласны далеко не все. И уж тем более не все готовы отказаться от свободы инвестирования. Например, мало кто хочет работать на Северном Кавказе, где крайне велики политические риски. Представьте себе, если кому-то из предпринимателей предложат купить акции того самого завода в Карачаево-Черкесии, где расстреляли акционеров. Выяснений отношений по этим позициям будет еще много, но государство намерено максимально "дожимать" бизнес. Если предприниматели и верят в стабильность, то лишь в весьма краткосрочной перспективе - таковы результаты социологического исследования, проведенного по заказу РСПП среди руководителей предприятий в 32 регионах (они представляют интересы 960 тыс. работников). Число уверенных в том, что именно федеральные власти нарушают законные права их предприятий, с 2002 года увеличилось на 13 % (было 26 %, сейчас стало 39.3 %), возросли претензии по этому же поводу к органам местной власти. Что любопытно - сократилось количество руководителей предприятий, указывающих на криминал в качестве нарушителя законных прав (5.8 % в 2002 году против 4.7 % в 2004). И, как показывает диаграмма, в возможности отстоять через суд свою правоту в споре с властью руководители предприятий серьезно сомневаются. Финансовые известия |