17.11.2004

Marathon в России не растет



Marathon Одна из крупнейших американских нефтегазовых компаний Marathon Oil Co. решила скорректировать стратегию своего присутствия в России в сторону уменьшения. Сделать это ее вынудили «дело ЮКОСа» и высокие политические риски, которыми сопряжена работа в России. Аналитики надеются, что Marathon еще вернется.

События в политической жизни России вынудили американскую нефтяную компанию Marathon Oil Corp. переоценить свои планы роста в России. Это заявление сделала на отраслевой конференции финансовый директор компании Джэнет Кларк. По ее словам, Россия остается для Marathon Oil ключевым регионом, но стратегия компании в отношении роста, скорее всего, будет скорректирована:

Khanty Mansiysk Oil Corporation (КМОС), зарегистрированная в США, владеет лицензиями на разработку девяти месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе: Потанайского, Восточно-Каменного, Пайтухского, Гальяновского, Средне-Назымского, Апрельского, Центрального, Большого и Ольховского. Суммарные доказанные запасы – около 40 млн тонн. Добыча КМОС – около 750 тыс. тонн нефти в год. В мае 2003 года Marathon завершила сделку по поглошению ханты-мансйской компании, выкупив 45% акций КМОС у компаний Enterprise Oil Overseas Holding Ltd. и Enterprise Oil Exploration Ltd., которые входят в Royal Dutch/Shell, а также у американских и европейских фондов и физических лиц. На сделку Marathon потратила порядка $280 млн.

«Единственное, чего мы не учли, это степени постоянного изменения в финансовой области, а также политическую ситуацию в России, которая заставила нас отступить и определить, как лучше двигаться дальше».

Marathon принадлежит всего одно добывающее предприятие в России. В мае прошлого года компания закончила выкуп Khanty Mansiysk Oil Corporation (КМОС) за $280 млн. Комментируя работу этой компании, Джэнет Кларк сказала: «Ясно, что иметь только бизнес, направленный на добычу, без доступа к переработке или внутреннему нефтяному рынку, или без большего доступа к экспорту несколько сложно. Так что мы продолжаем рассматривать этот актив как базу для роста, но рост будет несколько отличаться от того, к чему мы стремились ранее».

Джэнет Кларк не пояснила, какой может стать новая стратегия роста Marathon Oil в России. В интервью Reuters в сентябре она говорила, что компания рассматривает планы установления партнерских отношений и постепенного расширения ее базы.

Сотрудничество компании Marathon предлагал весной этого года «Сургутнефтегаз». По словам главы «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова, Рожниковское месторождение компании находится рядом с Гальяновским и Средне-Надымским участками, лицензиями на разработку которых владеет Khanty Mansiysk Oil Corp. Поэтому в «Сургутнефтегазе» посчитали, что инвесторам имеет смысл объединить усилия, чтобы сократить затраты на создание инфраструктуры – строительство дорог, трубопроводов, линий электропередачи. Предложения о совместной работе были высланы в Marathon, однако их судьба до сих пор не известна.

Второй громкий проект Marathon в России, который публично обсуждался, – это создание совместного предприятия на паритетных началах с компанией «Роснефть»: с российской стороны предполагалось внести активы «Северной нефти», а с американской – все ту же Khanty Mansiysk Oil Corporation, а также мощности в Америке по переработке и маркетингу нефтепродуктов. Предложение прозвучало со стороны Marathon в феврале этого года, судьба проекта также не известна.

А теперь американская компания решила «заморозить» все свои планы по расширению в России. Как указывают аналитики, заявление Джэнет Кларк прозвучало на фоне «дела ЮКОСа», заставившего инвесторов нервничать по поводу растущего влияния Кремля на бизнес в стране, и недостатка определенности.

В понедельник представители службы судебных приставов заявили, что основной добывающий актив ЮКОСа – «Юганскнефтегаз» – может быть продан за долги перед бюджетом уже в декабре этого года.

«Наблюдается двоякая ситуация. С одной стороны, ConocoPhillips приобретает долю в «ЛУКойле» и заявляет о дальнейшем сотрудничестве, что показывает интерес западных инвесторов к российскому энергетическому сектору. С другой – Marathon собирается уйти из российских проектов. Одна причина – это то, что компанию Marathon, действительно, могло напугать «дело ЮКОСа». Но, возможно, американская компания использует его лишь как предлог для того, чтобы отказаться от каких-то проектов», – рассуждает начальник аналитического отдела ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин.

Аналитик ИГ «Атон» Дмитрий Лукашов считает, что любая нефтяная компания должна учитывать политические риски: «Если нефтегазовые компании не умеют контролировать политические риски, им лучше уходить из энергетического бизнеса. Именно поэтому умение менеджмента контролировать политические риски – серьезное конкурентное преимущество и очень высоко ценится».

В любом случае, по мнению Дмитрия Лукашова, политические риски не могут стать единственной причиной для ухода из России при цене нефти $50 за баррель. Менеджеры Khanty Mansiysk Oil Corporation оказались не в курсе планов владельцев их компании.

В российских компаниях – потенциальных партнерах Marathon – не смогли ничего сказать в связи с заявлением американцев. «Декларировались лишь наши намерения, над обоснованием объединения усилий работали специалисты компаний, но конкретных результатов в данном направлении нет», – заявил «Газете.Ru» замначальника пресс-службы «Сургутнефтегаза» Игорь Захарко.

В пресс-службе «Роснефти» «Газете.Ru» заявили, что компания не комментирует заявление Marathon.

«Мы не знаем, какие условия предлагал компании Marathon Владимир Богданов. Но если американскую компанию они не устроили, то причина тут не в политических проблемах, а в технологических и технических вопросах. Возможно, Marathon проигрывает по траектории дорог и трубопроводов либо другому показателю», – заявил «Газете.Ru» Дмитрий Лукашов из «Атона».

Эксперт БКС Максим Шеин считает, что Marathon просто решила взять паузу и посмотреть, чем закончится «дело ЮКОСа»: «На мой взгляд, американская компания будет в будущем рассматривать участие в российских проектах. Но это будут проекты с большей рентабельностью, чтобы политический риск был оправдан».

Газета.RU