29.11.2004

Украина по телевизору



Марина Носкович

Основное отличие украинского телевидения от российского – в том, что там со значительным отрывом лидируют негосударственные телекомпании – «1+1» и «Интер». Правда, контролируются они чиновниками из окружения нынешнего президента Украины Леонида Кучмы.

Украинская телеаудитория достаточно велика – 50 млн человек (для сравнения: в Белоруссии она составляет 9,9 млн человек). Телерынок растет очень быстро: если в 2001 году он составлял всего $63 млн, то в 2002 году вырос на 56% ($98 млн), в 2003 – на 38% ($135 млн), а в этом прогнозируется рост на 35%, то есть объем телерынка должен составить $180 млн.

Таким образом, темпы рекламного роста украинского телерынка в процентном отношении вполне сравнимы с российским, но за первые 6 месяцев этого года телевизионный сегмент российского рынка получил $720–730 млн, то есть в 4 раза больше, чем должны получить все украинские телеканалы за год.

Большая часть ($580–590 млн) в России приходится на общенациональные каналы.

Лидеры украинского рынка – каналы «Интер» (пакет акций принадлежит «Первому каналу») и «1+1» (70% акций принадлежит Александру Роднянскому, совладельцу российского канала СТС, а 30% – компании Central European Media Enterprises (CME), контролируемой американским миллиардером Рональдом Лаудером), охватывающие 98% территории (данные GFK, январь-сентябрь 2004). Фактически эти компании делят местный рынок телерекламы между собой – на них приходится около 75% всей рекламы.

Доля аудитории «1+1» – 23,6% (рекламу продает «Видео Интернешнл – Киев»), доля «Интер» – 24,3% (рекламу продает «Интер-Реклама»). Ситуация нетипична для России, поскольку оба эти канала негосударственные.

УТ-1, первый государственный канал, охватывает, по данным GFK, 98%, но не имеет значимого влияния (доля – 4,1%). По итогам прошлого года у канала самые низкие доходы от рекламы.

Самые высокие доходы от рекламы получил телеканал «Интер», следующую позицию заняла «Студия «1+1», дальше идут «Новый канал», ICTV и СТБ.

«Новый канал» раньше был столичным каналом, не имеющим особой популярности, но после притока вложений из России его влияние стало возрастать. Контрольным пакетом телеканала владеет «Альфа-групп». К осени 2004 канал на третьем месте по доле аудитории – 9,3%, правда, существенно отстает от лидеров рынка.

ICTV, принадлежащий Виктору Пинчуку, зятю президента Кучмы, охватывает 75% страны, а средняя доля аудитории составляет 4,1%. Доля телеканала СТБ чуть ниже – 3,8%. Он, так же как и канал М1 (не имеет ничего общего с одноименным московским каналом), охватывает 75% аудитории. У всех остальных каналов, вещающих на Украине, охват и доля аудитории существенно меньше. «Пятый канал», канал оппозиции, был отключен незадолго до выборов в Донецкой и Днепропетровской областях, так что охват аудитории крайне невелик - канал принимают только в Киеве.

По словам председателя парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации народного депутата Николая Томенко, телевидение на Украине фактически разделено между двумя группами: днепропетровской (Виктор Пинчук – народный депутат, бизнесмен, зять президента Кучмы) и киевской (Виктор Медведчук – глава администрации президента), Григорий Суркис (владелец киевского «Динамо», депутат, бизнесмен).

Монополизацию на региональном уровне осуществляют областные и районные администрации, губернаторы, иногда мэры.

С депутатом Томенко согласна народный депутат и ближайшая соратница Виктора Ющенко Юлия Тимошенко, заявившая, что «в информационном поле уже давно сложилась двухпартийная, а вернее – двухклановая система. «1+1» принадлежит Медведчуку, ICTV – Пинчуку, «Интер» – Медведчуку, «Новый канал» – Пинчуку, ТЕТ – Медведчуку-Суркису, СТБ – Пинчуку и т.д. и т.п. В информационное деление старается вмешаться донецкий клан с ТК «Украина» и «Тонисом», но пока что безрезультатно».

Надо сказать, что, если такой расклад – не преувеличение, то, поскольку и Пинчук и Медведчук – сторонники Виктора Януковича, Виктору Ющенко пришлось нелегко.

По данным опросов Центра политических и экономических исследований имени Александра Разумкова, проведенных в апреле, 21,7% опрошенных считают, что украинские средства массовой информации находятся под давлением и вынуждены подавать необъективную информацию.

72,6% опрошенных получают информацию о событиях посредством телевидения, а основным источником информации для себя 30,8% опрошенных центром назвали телеканал «Интер» и 28,3% – «Студию «1+1». Телеканал УТ-1 считает главным источником информации 4,8% опрошенных.

Если итоги второго тура выборов на Украине будут официально признаны, то никаких значительных перемен в развитии украинского телевидения не произойдет. Тем более что самым крупным украинским каналам есть чем сейчас заняться и кроме выборов: «Интер» уже несколько лет совместно с федеральными российскими каналами делает новогодние музыкальные фильмы, а «1+1» готовит новогодние шоу для СТС.

Газета.RU