Имидж России может стоить $1 млрдАнна Николаева В отличие от США, ежегодно выделяющих на поддержание своего имиджа порядка $1 млрд, Россия тратит на это всего несколько миллионов долларов. Эксперты призывают власти хотя бы не размазывать скудные бюджетные деньги и поручить заботу о репутации страны одной структуре. В минувшую пятницу парламентарии, чиновники и эксперты обсуждали на круглом столе в Совете Федерации проблему международного имиджа России. Директор по исследованиям и специальным проектам агентства Имиджленд Edelman Public Relations Евгений Кузнецов, принимавший участие в дискуссии, говорит, что сейчас мировое сообщество воспринимает Россию как незначительный субъект мирового процесса, что не соответствует ощущениям отечественной элиты. Запад не может простить России грехи СССР, к этому добавились обвинения в ограничении демократических свобод, разгуле коррупции, претензии по поводу методов урегулирования кризиса в Чечне. В результате негативный образ мешает притоку инвестиций, резюмирует Кузнецов. Но улучшение имиджа страны затратное мероприятие, отмечает замдиректора департамента информации и печати МИД Михаил Троянский. Ссылаясь на экспертные оценки, он утверждает, что на реабилитацию в глазах мирового сообщества России необходимо в течение нескольких лет ежегодно тратить $1-1,5 млрд. В качестве примера Троянский привел США и Саудовскую Аравию, которые ежегодно выделяют на подобные цели соответственно около $1 и около $6 млрд. Хотя в прямые обязанности МИДа и входит формирование позитивного образа России, Троянский не смог уточнить, сколько денег сейчас тратится на эти цели. Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов рассказывает, что в бюджете на 2004 г. расходы на формирование позитивного образа России прописаны отдельной строкой, суммы по которой частично засекречены. Но он смог пояснить, что речь идет о нескольких миллионах долларов. Российские власти уже поднимали вопрос о формировании позитивного образа страны. Например, в 2001 г. тогдашний министр печати и информации Михаил Лесин анонсировал рекламную кампанию России в США. По словам эксперта, знакомого с замыслами Лесина, тот собирался выбить около $10 млн. Но патриотический порыв министра не вдохновил руководство страны. Идея Лесина не вылилась в конкретный проект, и из бюджета деньги не поступили, не пожелали поддержать проект и бизнесмены, рассказывает бывший замруководителя аппарата правительства Алексей Волин. Эксперты отмечают, что проблема имиджа России коренится не только в недостаточном финансировании. У нас пока нет скоординированной государственной политики по формированию хорошей репутации страны и органа, который бы целенаправленно этим занимался, сетует руководитель международного комитета РСПП Александр Орлов. Имиджем России действительно занимаются не только МИД, но и, например, государственное информагентство РИА Новости. Эксперт, попросивший не указывать его имя в печати, рассказал, что одним из проектов агентства стало размещение на автобусных остановках в Америке плакатов с изображением афроамериканцев под лозунгом о том, что в России нет расизма. Получить официальные комментарии в агентстве не удалось, но источник в РИА Новости называет эту информацию бредом. По его словам, агентство заботится об имидже страны, организуя пресс-центры на международных экономических форумах. Правда, не все уверены, что Россия вообще нуждается в улучшении своего имиджа. Тратить деньги [на создание позитивного имиджа] в условиях низких зарплат и тяжелой обстановки на Кавказе это абсолютная глупость, которую придумали проходимцы, уверен руководитель думской фракции Родина, председатель одноименной партии Дмитрий Рогозин. Ведомости |