01.12.2004
Nissan

Nissan не хватило стали. Автоконцерн остановил три из четырех заводов в Японии



Олег Митяев

Ошибка маркетологов может дорого обойтись японскому автоконцерну Nissan. Компания не ожидала роста спроса на свои новинки и теперь вынуждена остановить конвейер на трех заводах в Японии из-за недостатка стали. С похожими трудностями могут столкнуться и другие японские автопроизводители: сталелитейные компании рискуют не успеть за растущим спросом на металл.


Nissan Motor – второй по величине автопроизводитель в Японии. В 2003/04 финансовом году, завершившемся в марте, компания реализовала более 3 млн машин. Ее выручка за этот период составила $65,6 млрд, чистая прибыль – $4,45 млрд. Крупнейший акционер Nissan – французская Renault, которой принадлежит 44,4% акций японской компании.

На прошлой неделе Nissan сообщила о приостановке сборки автомобилей на трех из четырех своих заводов в Японии. Они не будут работать 29-30 ноября и 6-8 декабря. Как сообщает компания, на заводе на острове Кюсю будет остановлена одна сборочная линия из двух, а на предприятиях в Оппаме и Сонане, находящихся недалеко от Токио, производство машин будет остановлено полностью. Из-за этой заминки Nissan произведет до конца года на 25 000 автомобилей меньше, чем планировалось. Компания заявляет, что договорилась с профсоюзами о том, что эти заводы будут дополнительно работать в январе в выходные дни и компенсируют нынешнее недопроизводство.

Предприятия в Японии иногда останавливаются из-за природных катаклизмов — штормов и землетрясений. Но в данном случае налицо просчет менеджеров самой Nissan. С апреля по сентябрь продажи Nissan в Японии снизились на 1,7% — до 712 000. А в октябре падение составило и вовсе 5,2%. Недавно компания отказалась от услуг двух поставщиков стали. А сейчас в Nissan разводят руками, указывая на рост спроса на новые модели — малолитражку Tiida и представительский седан Fuda. “Мы не прогнозировали такой высокий спрос”, — сказал агентству Reuters представитель Nissan.

Стальной лист Nissan поставляют японские JFE Holdings и Nippon Steel, чьи заводы работают на полную мощность и не могут нарастить поставки. Чтобы покрыть дефицит стали, автоконцерн уже обратился к южнокорейской Posco. Но представитель этой компании сказал Reuters, что она и так с трудом удовлетворяет спрос южнокорейских автопроизводителей. Потребление стали в Азии растет быстрее, чем в Европе и Северной Америке. Цена на холоднокатаный лист в Японии выросла в октябре по сравнению с прошлым годом на 23% — до $759 за 1 т. Чтобы удовлетворить растущий спрос, стальные компании сейчас приступили к перевооружению своих производств. Но в краткосрочной перспективе это приведет к снижению производства. Например, выпуск проката JFE Holdings снизится в январе — марте на 600 000 т, а у Posco в марте — июне — на 300 000-400 000 т.

Аналитик Shinko Securities Нобуюки Цудзи считает, что с нехваткой стали могут столкнуться и другие японские автопроизводители. Впрочем, конкуренты Nissan — Toyota и Honda утверждают, что им дефицит стали не грозит. Так, Toyota уже начала предварительные переговоры с китайской Shanghai Baosteel.

Российские автозаводы неоднократно выражали недовольство действиями металлургов. Но им перебои в поставках стали не грозят. Представитель “АвтоВАЗа” подчеркивает, что по каждому виду стальной номенклатуры его компания имеет нескольких альтернативных поставщиков. “Нас волнуют высокие цены на металл и то, что металлурги, объединившись, могут диктовать их”, — заявляет директор по связям с общественностью “Руспромавто” Владимир Торин. (Использованы материалы DJ, FT.)



Ведомости