"Подорожник" вернулся к франчайзингуЮлия Лях Глеб Крампец
Подорожник заявил, что откажется от схемы франчайзинга и будет самостоятельно развиваться в регионах в мае этого года. Франчайзинговое направление в компании было открыто в 2002 г. Специально для этого была создана компания Подорожник-Франчайзинг. За два года по франчайзингу удалось создать лишь одну сеть в Барнауле местные бизнесмены открыли 14 киосков. Но и этот опыт оказался неудачным. В декабре 2003 г. Подорожник разорвал франчайзинговый договор, объяснив это решение тем, что алтайский партнер не соблюдал условий франшизы. Но отказаться от франчайзинга в компании не смогли. Подорожник собирается открыть в следующем году более 20 новых точек в городах Западно-Сибирского региона, используя франчайзинговые соглашения, заявила Ведомостям исполнительный вице-президент холдинга Светлана Аюгова. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными партнерами из Красноярска, Омска и Томска, говорит она. Но теперь Подорожник будет не только заключать договор франчайзинга, но и требовать долю в бизнесе, говорит Аюгова. Она сообщила, что размер этой доли должен быть существенным. Мы планируем вложить со своей стороны деньги и интеллектуальную собственность [технологию производства] и за счет долевого участия контролировать развитие бизнеса, поясняет вице-президент. Условия продажи франшизы останутся прежние: инвестиции не менее $500 000 в создание сети из 10 павильонов и покупка производственного помещения в течение года, роялти составляет 5% от оборота, единовременная выплата $10 000. А в Санкт-Петербурге Подорожник самостоятельно развивает сеть. Компания проникла в город на Неве еще в 2003 г. и успела открыть 11 павильонов. Контролировать работу на таком расстоянии невозможно, поэтому вместо франчайзинга мы решили отправить туда команду своих специалистов, говорит Аюгова. По ее словам, в развитие санкт-петербургской сети будет вложено еще около $1 млн. Средства пойдут на покупку производственного помещения и увеличение количества павильонов. Планируется, что к концу следующего года она увеличится вдвое. Аналитики и участники рынка признают, что схема франчайзинга не всегда позволяет контролировать бизнес в регионах. Но по вопросу, оправданно ли участие владельца брэнда в капитале франчайзи, их мнения разделились. Культура ресторанного бизнеса и сетей быстрого питания далека от идеала, говорит руководитель проекта ресторанного консалтинга агентства Асессор (Москва) Андрей Петраков. И нередко компании продают франшизу, оставляя за собой контрольный пакет акций в региональной компании, говорит он. Подорожник сможет развивать франчайзинговое направление только при условии получения контрольного пакета, соглашается Олег Ионко, директор новосибирской компании Ресторатор (управляющей сетью фаст-фудов в городе). Только так можно полностью контролировать региональный бизнес, считает он. А гендиректор и совладелец сети Чайная ложка Борис Крупкин считает, что покупка акций франчайзи не самый эффективный способ контроля за партнером. Если ты покупаешь контрольный пакет акций, то зачем тогда продавать франшизу. Да и не факт, что на такое предложение найдется много покупателей, не все хотят продавать собственный бизнес, говорит он. Крупкин отмечает, что есть достаточно способов подстраховаться, не тратясь на покупку акций. Например, поставка франчайзером уникальной продукции, налаживание с франчайзи дружественных отношений либо серьезные вложения в рекламу брэнда на региональных рынках. Например, Ростик групп использует либо схему франчайзинга, либо создает совместное предприятие с региональным партнером, где оставляет за собой 51%, говорит директор по связям с общественностью компании Валерия Силина. Первый договор франчайзинга Ростик заключила в Нижнем Новгороде весной этого года. Нашим лицензиатам это обошлось в $25 000 единовременной платы за лицензию, роялти от оборота составляет 6%. Необходимый объем инвестиций от $250 000 до $600 000. Не собираются отставать от Подорожника и конкуренты. Так, сеть уличного питания Пять минут собирается весной увеличить свою сеть в Новосибирске с 27 до 40 павильонов, говорит директор сети Ольга Печерская. Инвестиции составят 6,5 млн руб. Печерская считает, что рынок стрит-фуда в Сибирском регионе сейчас занят не более чем на 15-20%. Ведомости |
|||