02.12.2004

"Подорожник" вернулся к франчайзингу



Юлия Лях
Глеб Крампец


Несмотря на негативный опыт, сеть уличного фаст-фуда “Подорожник” решила вернуться к схеме франчайзинга. Но теперь владелец брэнда будет требовать от своих партнеров долю в бизнесе. Эксперты и участники рынка признают, что это позволит “Подорожнику” жестче контролировать региональных партнеров, но может отпугнуть потенциальных франчайзи.


Сеть уличного питания “Подорожник” учреждена в Кемерове в 1995 г. Состоит из 144 торговых точек в Кемерове, Новокузнецке, Новосибирске (58 павильонов) и Санкт-Петербурге. Состав учредителей и оборот компании не раскрываются.

“Подорожник” заявил, что откажется от схемы франчайзинга и будет самостоятельно развиваться в регионах в мае этого года. Франчайзинговое направление в компании было открыто в 2002 г. Специально для этого была создана компания “Подорожник-Франчайзинг”. За два года по франчайзингу удалось создать лишь одну сеть — в Барнауле местные бизнесмены открыли 14 киосков. Но и этот опыт оказался неудачным. В декабре 2003 г. “Подорожник” разорвал франчайзинговый договор, объяснив это решение тем, что алтайский партнер не соблюдал условий франшизы.

Но отказаться от франчайзинга в компании не смогли. “Подорожник” собирается открыть в следующем году более 20 новых точек в городах Западно-Сибирского региона, используя франчайзинговые соглашения, заявила “Ведомостям” исполнительный вице-президент холдинга Светлана Аюгова. “Сейчас ведутся переговоры с потенциальными партнерами из Красноярска, Омска и Томска”, — говорит она. Но теперь “Подорожник” будет не только заключать договор франчайзинга, но и требовать долю в бизнесе, говорит Аюгова. Она сообщила, что размер этой доли должен быть существенным. “Мы планируем вложить со своей стороны деньги и интеллектуальную собственность [технологию производства] и за счет долевого участия контролировать развитие бизнеса”, — поясняет вице-президент. Условия продажи франшизы останутся прежние: инвестиции не менее $500 000 в создание сети из 10 павильонов и покупка производственного помещения в течение года, роялти составляет 5% от оборота, единовременная выплата — $10 000.

А в Санкт-Петербурге “Подорожник” самостоятельно развивает сеть. Компания проникла в город на Неве еще в 2003 г. и успела открыть 11 павильонов. “Контролировать работу на таком расстоянии невозможно, поэтому вместо франчайзинга мы решили отправить туда команду своих специалистов”, — говорит Аюгова. По ее словам, в развитие санкт-петербургской сети будет вложено еще около $1 млн. Средства пойдут на покупку производственного помещения и увеличение количества павильонов. Планируется, что к концу следующего года она увеличится вдвое.

Аналитики и участники рынка признают, что схема франчайзинга не всегда позволяет контролировать бизнес в регионах. Но по вопросу, оправданно ли участие владельца брэнда в капитале франчайзи, их мнения разделились.

“Культура ресторанного бизнеса и сетей быстрого питания далека от идеала”, — говорит руководитель проекта ресторанного консалтинга агентства “Асессор” (Москва) Андрей Петраков. И нередко компании продают франшизу, оставляя за собой контрольный пакет акций в региональной компании, говорит он.

“Подорожник” сможет развивать франчайзинговое направление только при условии получения контрольного пакета, соглашается Олег Ионко, директор новосибирской компании “Ресторатор” (управляющей сетью фаст-фудов в городе). “Только так можно полностью контролировать региональный бизнес”, — считает он.

А гендиректор и совладелец сети “Чайная ложка” Борис Крупкин считает, что покупка акций франчайзи не самый эффективный способ контроля за партнером. “Если ты покупаешь контрольный пакет акций, то зачем тогда продавать франшизу. Да и не факт, что на такое предложение найдется много покупателей, не все хотят продавать собственный бизнес”, — говорит он. Крупкин отмечает, что есть достаточно способов подстраховаться, не тратясь на покупку акций. Например, поставка франчайзером уникальной продукции, налаживание с франчайзи дружественных отношений либо серьезные вложения в рекламу брэнда на региональных рынках.

Например, “Ростик групп” использует либо схему франчайзинга, либо создает совместное предприятие с региональным партнером, где оставляет за собой 51%, говорит директор по связям с общественностью компании Валерия Силина. Первый договор франчайзинга “Ростик” заключила в Нижнем Новгороде весной этого года. “Нашим лицензиатам это обошлось в $25 000 единовременной платы за лицензию, роялти от оборота составляет 6%. Необходимый объем инвестиций — от $250 000 до $600 000.

Не собираются отставать от “Подорожника” и конкуренты. Так, сеть уличного питания “Пять минут” собирается весной увеличить свою сеть в Новосибирске с 27 до 40 павильонов, говорит директор сети Ольга Печерская. Инвестиции составят 6,5 млн руб. Печерская считает, что рынок стрит-фуда в Сибирском регионе сейчас занят не более чем на 15-20%.



Ведомости