02.12.2004

ФАС ругает "АЛРОСА" за партнерство с De Beers



Анжела Сикамова
Олег Митяев

Пока “АЛРОСА” пытается узаконить торговое соглашение с De Beers в Еврокомиссии, противники этого партнерства появились и в России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) посчитала, что отношения “АЛРОСА” с алмазным гигантом противоречат закону о конкуренции, и потребовала от российской компании продавать свои камни и другим покупателям.


На долю “АЛРОСА” приходится около 20% мировой добычи алмазов. Выручка “АЛРОСА” по МСФО за 2003 г. составила 60 млрд руб., чистая прибыль – 6,35 млрд руб. Правительству России принадлежат 37% ее акций, Якутии – 32%, трудовому коллективу – 23%, улусам (районным образованиям) Якутии – 8%.

Еще в декабре 2001 г. “АЛРОСА” подписала пятилетнее торговое соглашение с De Beers, предусматривающее поставки алмазов из России на $800 млн в год. Но в силу этот документ так и не вступил — Еврокомиссия сочла, что он ограничивает конкуренцию на алмазном рынке. Все это время компании пытаются согласовать с европейскими чиновниками поправки в этот документ, а тем временем их партнерство продолжается. Ежегодно “АЛРОСА” продает De Beers камней на сумму $650 млн, при том что экспортная квота позволяет ей вывозить алмазов примерно на $850 млн. Остальное сырье “АЛРОСА” экспортирует небольшими партиями по разовым контрактам.

Теперь же соглашение “АЛРОСА” с De Beers обеспокоило российских чиновников. Еще в апреле ФАС направила “АЛРОСА” предписание разработать “Положение о единых условиях доступа к алмазному сырью производителей бриллиантов и алмазного инструмента, порядке ценообразования на него”. Подготовленный монополией проект этого документа не устроил регулятора. При этом наибольшие нарекания чиновников вызвала именно часть положения, касающаяся соглашения с De Beers. В распоряжении “Ведомостей” оказалась копия письма замруководителя ФАС Андрея Цыганова президенту “АЛРОСА” Владимиру Калитину, в котором говорится, что “особые” отношения с De Beers содержат “очевидные признаки нарушения статей 5 и 6 закона о конкуренции”. “Формирование "АЛРОСА" списка покупателей сырья на регулярной основе ограничивает доступ на рынок алмазов всех хозяйствующих субъектов”, — отмечается в письме.

В своем письме ФАС также предлагает “АЛРОСА” исключить из числа мест продажи алмазов голландский город Антверпен, поскольку там нет подразделения компании. Не нравится чиновникам и пункт положения об обязательной реализации 25% алмазов предприятиям Якутии, по мнению чиновников, он противоречит закону о конкуренции.

Начальник управления ФАС Теймураз Харитонашвили подтвердил “Ведомостям”, что его ведомство направило такое письмо в адрес “АЛРОСА”, но от дальнейших комментариев отказался. А представитель “АЛРОСА” в ответ на критику чиновников напоминает, что история отношений его компании с De Beers “насчитывает более 40 лет”. “Мгновенно пересмотреть структуру сбыта нельзя, это требует значительных инвестиций и времени”, — уверяет он. Директор московского представительства De Beers Реймонд Кларк о замечаниях ФАС не знает, но говорит, что торговое соглашение его компании с “АЛРОСА” не предусматривает никаких эксклюзивных отношений. “Чиновники ФАС могут попытаться повлиять на заключение торгового соглашения, но их действия не получат поддержки российского правительства”, — убежден Кларк.

Вице-президент Российской ассоциации производителей бриллиантов Арарат Эвоян отмечает, что особое положение De Beers в списке клиентов “АЛРОСА” будет довольно трудно доказать, поскольку торговое соглашение между компаниями не утверждено. “АЛРОСА” заявляет, что торгует с De Beers по разовым контрактам и по рыночным ценам“, — напоминает он. А управляющий партнер компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин считает, что “АЛРОСА” может и вовсе не согласовывать с ФАС свою сбытовую политику. “Но в этом случае антимонопольное ведомство может оспорить часть сделок компании”, — предупреждает он.



Ведомости