02.12.2004

Московские торговые точки будут обязаны продавать прессу. Издатели пошли по магазинам


Петр Мироненко
Николай Дицман


Как стало известно "Бизнесу", правительство Москвы собирается обязать все торговые точки площадью свыше 300 кв. м продавать печатную продукцию. За счет нововведений издатели рассчитывают увеличить рентабельность продаж прессы в супермаркетах. Участники рынка называют предложения издателей абсурдными.

Эксперты оценивают объем рынка распространения периодической печати в супермаркетах в Москве в $45 млн в год (около 15% столичного рынка). Основные игроки на рынке -- Центр дистрибуции прессы (ЦДП; 70%), "Инфомаркет", "Прессэкспо" и "Экспресс Медиа Маркет" (в общей сложности 25%).

В конце сентября 2004 года Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) направила мэру Москвы Юрию Лужкову письмо с просьбой в законодательном порядке обязать владельцев всех торговых точек площадью свыше 300 кв. м продавать печатную продукцию. Месяц назад Юрий Лужков одобрил этот законопроект, а теперь комитет по телекоммуникациям и СМИ столичной мэрии подготовил проект постановления (его копия имеется в распоряжении "Бизнеса"), сообщил председатель правления ГИПП Леонид Макарон. И. о. начальника отдела по системам распространения СМИ комитета по телекоммуникациям и СМИ Сергей Лобанов подтвердил "Бизнесу" эту информацию. Он уточнил, что проект будет дополняться в департаменте потребительского рынка, после чего его должен подписать мэр.
С принятием постановления чиновники рассчитывают увеличить обеспечение населения печатной продукцией вдвое: на 2 тыс. жителей будет приходиться уже не одна точка по торговле прессой, а две. Господин Макарон уточнил, что именно поэтому и было решено обязать торговать прессой все крупные торговые точки, а не только продуктовых ритейлеров.

Издатели хотят искоренить бардак

Сейчас продажи печатной продукции в супермаркетах строятся по следующей схеме: сети сдают торговые площади в аренду распространителям, которые несут расходы на логистику, торговое оборудование и сервис. Распространители в свою очередь пытаются компенсировать эти затраты за счет увеличения платежей с издателей за присутствие газет и журналов на полках. "В итоге ни для кого, кроме супермаркетов, продажи в сетях не выгодны, мы еще вынуждены гоняться за супермаркетами, предлагая им все более высокую арендную плату",-- сетует один из участников рынка.
Распространители и издатели рассчитывают, что с принятием постановления сети начнут бороться за поставщиков. "Правила игры устанавливают супермаркеты, мы же хотим, чтобы распространение печатных СМИ в супермаркетах стало нормальным бизнесом",-- говорит председатель совета директоров ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев. По его словам, издатели рассчитывают на то, что правительство Москвы установит максимальный уровень розничной наценки на печатные издания и арендной платы. Со Шкулевым соглашается директор по распространению ИД Conde Nast Дмитрий Креславский, уточняя, что основная цель издателей -- установить понятные и прозрачные правила игры. "Надо искоренить бардак",-- резюмирует Креславский.
Генеральный директор Центра дистрибуции прессы (ЦДП) Дмитрий Гранкин отмечает, что на Западе, например в Германии, подобные законодательные меры приняты уже давно. "А нам приходится конкурировать за места в супермаркетах с кока-колой, шоколадками и шампанским",-- сетует он.

Ритейлеры возмущены

Большинство розничных продуктовых сетей (кроме "Копейки", "Пятерочки" и "Ашана") и так продают печатную продукцию, поэтому их действия властей не смутили. Директор управления по внешним связям "Копейки" Мария Маркова говорит, что сеть пока продает прессу только в четырех универсамах, однако подумывает о том, чтобы распространить эту практику на все свои магазины. "Если выйдет постановление правительства, это только ускорит процесс",-- говорит Маркова. Связаться с "Пятерочкой" и "Ашаном" вчера не удалось.
Остальные ритейлеры восприняли действия властей с возмущением. "Я очень слабо представляю практическую реализуемость этого решения в наших магазинах. В случае принятия законопроекта нам придется предоставить свои площади сторонним торговцам",-- говорит Вадим Бахов, начальник отдела связей с общественностью мебельной компании "Шатура" (владеет восемью торговыми точками в Москве и области). По его мнению, при осуществлении проекта власти столкнутся с существенным противодействием и даже саботажем. С коллегой соглашается директор по связям с общественностью сети магазинов электроники "Мир" Елизавета Тотунова: "Это будет нарушением прав и интересов участников рынка. Издатели должны позаботиться о своем бизнесе сами, а не за счет других организаций. Мы же не вешаем на издательский бизнес свои проблемы". А управляющий партнер BBPG Consulting Алексей Тихомиров вообще считает, что этот проект "может стать опасным прецедентом вмешательства власти в дела бизнеса".

Альтернатива подземелью

Издатели, в последнее время остро ощущающие на себе системную проблему с распространением газет и журналов, все чаще пытаются повлиять на рынок дистрибуции печатной продукции. Одна из последних их инициатив в этой области связана с выходом в сентябре 2004 года постановления Юрия Лужкова "Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена".
Постановление предполагало запрет на торговлю прессой с лотков и в киосках в метрополитене и около него (по разным оценкам, на прессу приходится 30-40% рынка торговли в московском метро, объем которого оценивается в $300-400 млн ежегодно). Издатели могли лишиться одного из самых важных каналов дистрибуции прессы, а продавцы печатной продукции -- в первую очередь лидер рынка подземной торговли "Наша пресса" и монополист продаж в 25-метровой зоне "Метрополитеновец" -- столкнулись с угрозой потери большей части своего бизнеса.
После многочисленных жалоб участников рынка столичные власти сделали послабление для распространителей СМИ, разрешив установить в метро сеть специализированных киосков. Право их установки выставили на тендер. Партнерство "Издательская инициатива", учрежденное девятью крупными ИД (в их числе "Коммерсантъ", HFS, Independent Media, "Проф-Медиа", "Пронто-Москва"), движимое желанием использовать сложившуюся ситуацию для нормализации торговли прессой хотя бы в метро, обратилось в мэрию с предложением передать право установки павильонов издателям.
Предполагалось, что они не будут создавать новую дистрибуторскую компанию, а передадут право торговли прессой в этих павильонных уже действующим на рынке распространителям на конкурсной основе, обязав их при этом соблюдать установленные издателями требования. Однако это предложение не нашло поддержки, и в конце концов в мэрии было принято решение киоски все же построить, но отдать их тем, кто до сих пор и торговал прессой в метро, -- то есть в первую очередь компании "Наша пресса". А "Издательская инициатива", по информации "Бизнеса", сейчас пытается добиться права на выделение издателям под установку киосков мест в 25-метровой зоне около станций метрополитена.

Бизнес