Московские торговые точки будут обязаны продавать прессу. Издатели пошли по
магазинам
Петр Мироненко
Николай Дицман
Как стало известно "Бизнесу", правительство Москвы собирается обязать все
торговые точки площадью свыше 300 кв. м продавать печатную продукцию. За счет
нововведений издатели рассчитывают увеличить рентабельность продаж прессы в
супермаркетах. Участники рынка называют предложения издателей абсурдными.
Эксперты оценивают объем рынка распространения периодической печати в
супермаркетах в Москве в $45 млн в год (около 15% столичного рынка). Основные
игроки на рынке -- Центр дистрибуции прессы (ЦДП; 70%), "Инфомаркет",
"Прессэкспо" и "Экспресс Медиа Маркет" (в общей сложности 25%).
В
конце сентября 2004 года Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) направила
мэру Москвы Юрию Лужкову письмо с просьбой в законодательном порядке обязать
владельцев всех торговых точек площадью свыше 300 кв. м продавать печатную
продукцию. Месяц назад Юрий Лужков одобрил этот законопроект, а теперь комитет
по телекоммуникациям и СМИ столичной мэрии подготовил проект постановления (его
копия имеется в распоряжении "Бизнеса"), сообщил председатель правления ГИПП
Леонид Макарон. И. о. начальника отдела по системам распространения СМИ комитета
по телекоммуникациям и СМИ Сергей Лобанов подтвердил "Бизнесу" эту информацию.
Он уточнил, что проект будет дополняться в департаменте потребительского рынка,
после чего его должен подписать мэр.
С принятием постановления чиновники
рассчитывают увеличить обеспечение населения печатной продукцией вдвое: на 2
тыс. жителей будет приходиться уже не одна точка по торговле прессой, а две.
Господин Макарон уточнил, что именно поэтому и было решено обязать торговать
прессой все крупные торговые точки, а не только продуктовых ритейлеров.
Издатели хотят искоренить бардак
Сейчас продажи печатной
продукции в супермаркетах строятся по следующей схеме: сети сдают торговые
площади в аренду распространителям, которые несут расходы на логистику, торговое
оборудование и сервис. Распространители в свою очередь пытаются компенсировать
эти затраты за счет увеличения платежей с издателей за присутствие газет и
журналов на полках. "В итоге ни для кого, кроме супермаркетов, продажи в сетях
не выгодны, мы еще вынуждены гоняться за супермаркетами, предлагая им все более
высокую арендную плату",-- сетует один из участников рынка.
Распространители
и издатели рассчитывают, что с принятием постановления сети начнут бороться за
поставщиков. "Правила игры устанавливают супермаркеты, мы же хотим, чтобы
распространение печатных СМИ в супермаркетах стало нормальным бизнесом",--
говорит председатель совета директоров ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор
Шкулев. По его словам, издатели рассчитывают на то, что правительство Москвы
установит максимальный уровень розничной наценки на печатные издания и арендной
платы. Со Шкулевым соглашается директор по распространению ИД Conde Nast Дмитрий
Креславский, уточняя, что основная цель издателей -- установить понятные и
прозрачные правила игры. "Надо искоренить бардак",-- резюмирует Креславский.
Генеральный директор Центра дистрибуции прессы (ЦДП) Дмитрий Гранкин
отмечает, что на Западе, например в Германии, подобные законодательные меры
приняты уже давно. "А нам приходится конкурировать за места в супермаркетах с
кока-колой, шоколадками и шампанским",-- сетует он.
Ритейлеры
возмущены
Большинство розничных продуктовых сетей (кроме "Копейки",
"Пятерочки" и "Ашана") и так продают печатную продукцию, поэтому их действия
властей не смутили. Директор управления по внешним связям "Копейки" Мария
Маркова говорит, что сеть пока продает прессу только в четырех универсамах,
однако подумывает о том, чтобы распространить эту практику на все свои магазины.
"Если выйдет постановление правительства, это только ускорит процесс",-- говорит
Маркова. Связаться с "Пятерочкой" и "Ашаном" вчера не удалось.
Остальные
ритейлеры восприняли действия властей с возмущением. "Я очень слабо представляю
практическую реализуемость этого решения в наших магазинах. В случае принятия
законопроекта нам придется предоставить свои площади сторонним торговцам",--
говорит Вадим Бахов, начальник отдела связей с общественностью мебельной
компании "Шатура" (владеет восемью торговыми точками в Москве и области). По его
мнению, при осуществлении проекта власти столкнутся с существенным
противодействием и даже саботажем. С коллегой соглашается директор по связям с
общественностью сети магазинов электроники "Мир" Елизавета Тотунова: "Это будет
нарушением прав и интересов участников рынка. Издатели должны позаботиться о
своем бизнесе сами, а не за счет других организаций. Мы же не вешаем на
издательский бизнес свои проблемы". А управляющий партнер BBPG Consulting
Алексей Тихомиров вообще считает, что этот проект "может стать опасным
прецедентом вмешательства власти в дела бизнеса".
Альтернатива
подземелью
Издатели, в последнее время остро ощущающие на себе
системную проблему с распространением газет и журналов, все чаще пытаются
повлиять на рынок дистрибуции печатной продукции. Одна из последних их инициатив
в этой области связана с выходом в сентябре 2004 года постановления Юрия Лужкова
"Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от
наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена".
Постановление
предполагало запрет на торговлю прессой с лотков и в киосках в метрополитене и
около него (по разным оценкам, на прессу приходится 30-40% рынка торговли в
московском метро, объем которого оценивается в $300-400 млн ежегодно). Издатели
могли лишиться одного из самых важных каналов дистрибуции прессы, а продавцы
печатной продукции -- в первую очередь лидер рынка подземной торговли "Наша
пресса" и монополист продаж в 25-метровой зоне "Метрополитеновец" -- столкнулись
с угрозой потери большей части своего бизнеса.
После многочисленных жалоб
участников рынка столичные власти сделали послабление для распространителей СМИ,
разрешив установить в метро сеть специализированных киосков. Право их установки
выставили на тендер. Партнерство "Издательская инициатива", учрежденное девятью
крупными ИД (в их числе "Коммерсантъ", HFS, Independent Media, "Проф-Медиа",
"Пронто-Москва"), движимое желанием использовать сложившуюся ситуацию для
нормализации торговли прессой хотя бы в метро, обратилось в мэрию с предложением
передать право установки павильонов издателям.
Предполагалось, что они не
будут создавать новую дистрибуторскую компанию, а передадут право торговли
прессой в этих павильонных уже действующим на рынке распространителям на
конкурсной основе, обязав их при этом соблюдать установленные издателями
требования. Однако это предложение не нашло поддержки, и в конце концов в мэрии
было принято решение киоски все же построить, но отдать их тем, кто до сих пор и
торговал прессой в метро, -- то есть в первую очередь компании "Наша пресса". А
"Издательская инициатива", по информации "Бизнеса", сейчас пытается добиться
права на выделение издателям под установку киосков мест в 25-метровой зоне около
станций метрополитена.
Бизнес