03.12.2004

Мэрия Петербурга рекламирует алкоголь и табак



Питерские власти выбрали лучших, на их взгляд, налогоплательщиков и пообещали им бесплатные рекламные площади по городу. Бесплатная реклама обойдется фирмам в $15 тыс., и их готовы заплатить в основном производители табака и алкоголя, на рекламу которых наложены многочисленные запреты.

Информационно-рекламную акцию «Лучший налогоплательщик Петербурга» администрация города запустила в конце октября. «Проект создан потому, что сейчас в Петербурге и вообще в России с гораздо большим уважением относятся к тем, кто придумывает, как не платить налоги, чем к тем, кто их честно платит. Мы попытались популяризовать опыт лучших налогоплательщиков», – пояснил Алексей Буцайло, начальник медиапроектов Комитета по печати. Сроки проведения акции – с ноября по январь. Под проведение кампании Смольный целевым назначением выдал бесплатные рекламные площади – 70 щитов 6 на 3 метра, 8 баннеров 2 на 10 метров, 8 плазменных экранов на улицах города и места для имиджевых статей в собственных изданиях.

Таковыми являются «Бюллетень администрации Петербурга», «Петербургская фотохроника», «Петербургский дневник» и бюллетень «Государственный заказ Санкт-Петербурга».

Но в ходе «раскрутки» акции выяснились неожиданные и неприятные подробности. В частности, что изготовление рекламоносителей – баннеров, полиграфии и прочего – компании должны оплачивать сами. Смета мероприятия, которую составляли в ГУП «Петроцентр» (издательская компания Смольного), недвусмысленно демонстрирует, что стоимость участия в кампании для одной фирмы включая затраты на рекламу и изготовление наград составит около $15 тыс. А максимум, на что можно рассчитывать за эти деньги, – небольшой логотип в углу рекламного плаката или тумбы.

Всю остальную площадь занимают агитационные надписи «Лучший налогоплательщик Петербурга» или «Тебе выбирать!», а также фотографии петербургских дворов, благоустроенных на деньги, перечисленные компаниями в бюджет города. Затраты на такую рекламу некоторые из названных «лучшими налогоплательщиками» Петербурга посчитали явно завышенными и платить отказались.

«У нас есть собственная служба рекламы и PR, которая способна осуществить продвижение информации о нашем участии в данном проекте. К тому же, когда ставится задача «раздать слонов» сразу всем лучшим налогоплательщикам, реализация таких планов, как правило, не приводит к эффективным результатам. Сливаться на плакатах в так называемой «братской могиле» вместе с другими, пусть и очень достойными, компаниями, неправильно с точки зрения элементарных законов рекламы», – считает Алексей Шальнов, директор по продажам ОАО «Питер-Лада». По мнению многих участников, финансирование PR-компании, задуманной администрацией Петербурга, должно исходить со стороны самих органов власти. Но Смольный предпочел «поздравить» лучших доноров городского бюджета за их же счет.

Непонятным осталось и то, по каким критериям отбирались «лучшие налогоплательщики».

«Мы подготовили список, куда внесли около 20 компаний. Критериями отбора стали наибольшие поступления в бюджет за 2003 год и добросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика – отсутствие задолженностей, например», – сообщил Геннадий Бессеребренников, начальник отдела по работе со СМИ и СО УМНС Петербурга. Но позднее появились сомнения в том, что все участники акции действительно заслуживают чести считаться «лучшими налогоплательщиками».

Например, в списке наряду с пивоваренной компанией «Балтика», ЗАО «Европа Отель», Промышленно-строительным банком и табачниками из «Бритиш-Американ Тобакко» оказалась топливная компания ООО «Несте-Санкт-Петербург». «Несте», по оценкам независимых экспертов, вовсе не является наиболее крупным налогоплательщиком на топливном рынке города. Более того, «Несте-Санкт-Петербург» в течение 2003 года неоднократно уклонялась от уплаты акцизов в городской бюджет. Скандал подогрело и то, что источник в управлении Министерства по налогам и сборам Санкт-Петербурга сообщил, что упомянутое ООО рассматривало в сентябре 2003 года возможность перерегистрации собственных активов в другом регионе с тем, чтобы продолжать бизнес в Петербурге, но не платить акцизы в местный бюджет. И единственной причиной, по которой «Несте» отказалась от перерегистрации, стало недовольство губернатора Матвиенко. Только производители алкогольной и табачной продукции обрадовались выдумке чиновников Смольного. Они увидели в этой акции возможность беспрепятственно рекламировать свою продукцию, что в условиях гонений на рекламу алкоголя и табака показалось им буквально манной небесной.

«Этот проект может поспособствовать изменению имиджа пивоваренных компаний в лучшую сторону. Это – шанс повлиять на ситуацию. Хотелось бы, чтобы люди заметили, что мы не только пиво делаем, но и приносим ощутимую пользу городу», – сообщила Татьяна Антончик, менеджер по внешним связям ОАО «Вена».

В Смольном надеются, что акция станет ежегодной. Итоги кампании будут подведены в середине января. Лучшим налогоплательщикам, как активным участникам акции, так и «пассивным», обещают вручить награды. А уже в январе, на радость пивоварам и табачникам, планируется запуск второй серии проекта: теперь по итогам 2004 года. «Мы бы хотели включить в новый список представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей», – сообщил Алексей Буцайло. Но шансов на то, что представители малого бизнеса легко согласятся заплатить $15 тысяч за в общем-то не нужную им рекламу, не так уж много. //Иван Светлов, Санкт-Петербург

Газета.RU