Абоненты попали под раздачу бесплатных номеров от МТС и "Вымпелкома"С 1 декабря сотовый оператор "Вымпелком" начал серию новогодних акций, предлагая новым абонентам бесплатные SIM-карты. Аналогичную маркетинговую политику уже более двух недель проводит МТС. По сути, обе компании искусственно увеличивают абонентскую базу, что может иметь для них неприятные последствия. Признавая это, аналитики отмечают, что приз в этой маркетинговой игре слишком привлекателен звание крупнейшего сотового оператора России. В начале октября аналитическая компания ACM-Consulting опубликовала отчет по динамике роста абонентской базы сотовых операторов. Согласно отчету, по количеству новых подключений "Вымпелком" в последние летние и первый осенний месяцы значительно обогнал МТС. Эта же динамика сохранилась и в октябре: по данным ACM-Consulting, разрыв между МТС и "Вымпелкомом" в конце октябре сократился до 759 тыс. абонентов против 973 тыс. в сентябре и 2136 тыс. в начале года (см. график). У "Вымпелкома" появился реальный шанс впервые стать крупнейшим GSM-оператором России. Свои новогодние акции "Вымпелком" запустил в десяти российских городах. В Самаре и Самарской области абоненты, подключающиеся к тарифу "Тайм мобильный", получают возможность купить три комплекта по цене одного. Два комплекта по цене одного с 1 декабря могут купить у компании "Вымпелком" жители Уфы, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Казани, Пензы, Саранска, Оренбурга и Ставрополя. Аналитики считают, что акция "Вымпелкома" стала ответом на маркетинговую политику МТС. К примеру, офисы МТС в Дальневосточном регионе начиная с 15 ноября дарят всем подключившимся к сети дополнительный комплект "Джинс" (SIM-карта с федеральным номером и $5 на счете). Аналогичные акции компания МТС провела (или проводит) и в других регионах. В Волгограде, Татарии, Екатеринбурге, Красноярске, Нижнем Новгороде офисы МТС также дарили новым абонентам комплекты "Джинс". В Перми и городах Черноземья "Джинс" дарили всем, кто приобретал в офисах компании недорогие модели сотовых телефонов. Наконец, в Северо-Западном регионе абоненты тарифных планов "МТС.Оптима" могли получить до трех комплектов "Джинс" при условии, что полученные номера будут выбраны ими в качестве "любимых". Иными словами, заплатив за "любимые" номера, абонент получал три SIM-карты с общим счетом $15. Намерение операторов увеличить абонентскую базу за счет выдаваемых "в нагрузку" SIM-карт очевидно всем экспертам сотового рынка. "В декабре происходит неимоверное количество подключений, а следовательно, в это время у операторов больше всего шансов укрепить свои позиции, говорит аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. Особенно актуальны эти действия в тех регионах, где у компании небольшая абонентская база. Всего за месяц ее можно увеличить в два-три раза". В то же время такой способ привлечения абонентов аналитики называют искусственным. Так, по словам господина Погребинского, более половины абонентов, получивших SIM-карты бесплатно, "перестают существовать для оператора, как только срок действия карты истекает". "Пользователи получат эти бесплатные комплекты, выговорят $5 и выкинут SIM-карту", считает управляющий петербургским филиалом "Евросети" Константин Левин. В результате через полгода в соответствии с политикой сотовых операторов "молчащие" SIM-карты будут аннулированы, а номера, закрепленные за ними, снова будут запущены в оборот. Если приток "временных" абонентов в декабре будет массовым, то, соответственно, в начале лета массовым может оказаться и их отток. В МТС, правда, это предположение отвергают, называя свою маркетинговую политику "эффективной". "Номер, который начинает использовать наш новый абонент, гораздо ценнее ему, чем $5, которые оператор кладет ему на счет просто ради удобства пользования SIM-картой", говорит директор по связям с общественностью МТС Андрей Брагинский. Зато в "Вымпелкоме" с аналитиками не спорят и новогоднюю акцию называют "временной". "Мы постараемся уйти от практики раздачи SIM-карт, потому что через шесть месяцев все эти новопривлеченные абоненты пополнят статистику оттока", говорит генеральный директор "Вымпелкома" Александр Изосимов. Иными словами, борясь за лидерство на российском сотовом рынке, МТС и "Вымпелком" рискуют. Расчет делается на то, что через полгода, в период пика летних подключений, приток абонентов компенсирует отток тех, кто не нашел применение бесплатным новогодним SIM-картам. Однако, если этого не случиться и сотовые компании покажут негативную динамику изменения абонентской базы, это может не понравиться инвесторам. Впрочем, российские и западные инвестиционные аналитики считают, что игра стоит свеч. "Главное, на что инвесторы обращают внимание, это уровень доходности компании, поясняет аналитик ИГ 'Атон' Надежда Голубева. Поэтому изменения такого показателя, как уровень дохода на одного абонента, который снижается, если растет абонентская база, вряд ли отразится на курсе акций операторов. Другое дело, что потеря или приобретение лидерства одним из них может быть важным сигналом для инвесторов". С госпожой Голубевой согласна и Анна Боссонг из инвестиционного банка CA IB: "Для инвесторов даже номинальное лидерство компании может быть важным люди любят ассоциировать себя с лидером рынка, а значит, более высокодоходные абоненты скорее пойдут к лидирующей компании, а обычные абоненты будут более лояльны". В среду проблемы со связью в Москве испытывали абоненты сотовых операторов "Вымпелком" и "Мегафон". Подписчики "Мегафона" не могли дозвониться или принять звонок с первой попытки, а также своевременно получить информацию о тарификации. Абоненты "Вымпелкома" не могли звонить на другие номера. Это коснулось примерно 50 тыс. абонентов "Мегафона" и 300 тыс. абонентов "Вымпелкома", и в том и в другом случае пользователей препейд-тарифов. Обе компании объяснили сбои проблемами с программным обеспечением оборудования. В московском "Мегафоне" заявляют, что снижение количества успешных вызовов в сети (с положенных 95% до 70%) объясняется "ночными работами по расширению системы препейд-системы к новому году", которые не успели закончить в срок. Говорят там и о "сложностях со связью у одного из московских сотовых операторов, пользователям которого часто звонят абоненты 'Мегафона'". В "Вымпелкоме" сослались на проведение "работы по оптимизации сети и установку нового программного обеспечения на платформе Comverse". "Начиная с ночи с 1 на 2 декабря, заявили представители компании, и до 13.40 2 декабря часть абонентов еще могла испытывать остаточные проблемы, связанные с более медленной обработкой данных и возникшей очередью звонков". "Мегафон" и "Вымпелком" принесли абонентам извинения. КоммерсантЪ |
|