03.12.2004

Страхование жизни опять в моде. Столичное страховое общество вернулось на первое место по премии



Павел Миледин

Столичное страховое общество (ССО), специализирующееся на страховании жизни, вновь выбилось в лидеры рынка в общем зачете, собрав в III квартале 16 млрд руб. взносов. При этом в ССО уверяют, что намерены полностью отказаться от этого бизнеса.


По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), по итогам III квартала страховые компании собрали 365,8 млрд руб. взносов; по страхованию жизни было собрано 88,1 млрд руб., или 24,1%. Доля страхования жизни, которое ассоциируется с зарплатными схемами, продолжает снижаться в общем объеме поступлений – на 10,4% за год.

В III квартале сборы по страхованию жизни ССО увеличились на 16 млрд руб. С начала года ССО собрало 26,4 млрд руб. премии, из которых 97,2% приходится на страхование жизни. По этому виду бизнеса ССО абсолютный лидер, компания контролирует 30% рынка.

На днях Федеральная налоговая служба поручила своим региональным подразделениям подготовить до 15 декабря списки страховщиков, которые занимаются различными схемами по минимизации налогов. Один из критериев отбора — “резкий рост сборов” по страхованию жизни. Впрочем, гендиректор ССО Наталья Шишкина уверяет, что взносы по страхованию жизни “не связаны с оптимизацией налогов”. При этом она отметила, что объем взносов в ССО по страхованию жизни уменьшается: по итогам III квартала 2003 г. они составляли около 31 млрд руб. Шишкина говорит, что ССО решило отказаться от этого бизнеса, так как по закону к 2007 г. необходимо отделить операции по страхованию жизни от всех других. “Сейчас мы не заключаем договоры с новыми клиентами. К 2007 г. в компании не останется ни одного договора по страхованию жизни”, — обещает она.

Между тем за счет фантастической премии в III квартале ССО вернуло себе 1-е место в абсолютном зачете (см. таблицу). ССО было чемпионом 2003 г. со сборами в 33,7 млрд руб. Однако по итогам I квартала 2004 г. лидером рынка стал холдинг “Росгосстраха”. Входящие в него компании собрали 9,57 млрд руб. в основном благодаря продажам полисов по ОСАГО. Через полгода “Росгосстрах”, собравший 23,3 млрд руб., из которых 48,5% пришлось на ОСАГО, откатился на 2-е место.

В “Росгосстрахе” из-за потери 1-го места не расстроились. “Фантастический результат ССО не результат фантастических усилий, — говорит первый замгендиректора "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров. — Мы по-прежнему считаем себя лидером. У нас уже сейчас объем сборов превышает результат прошлого года”. Другие страховщики также считают настоящим лидером “Росгосстрах”. “Нам важны показатели компаний, которые занимаются реальным страхованием, а не финансовыми схемами. Есть реальный страховой рынок, и "Росгосстрах" остается его лидером”, — говорит председатель совета директоров “НАСТА” Михаил Николаев.

Руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев подчеркнул, что сначала “необходимо узнать содержание договоров, характер обязательств” и только потом — “вынести квалифицированное суждение” о бизнесе ССО.

Кроме ССО в первой двадцатке страховщиков немало любителей страховать жизнь. Например, компания “Дельта-Полис” взлетела по итогам III квартала с 21-го на 8-е место со сборами 6,7 млрд руб. Компания “Руссо-Гарант” поднялась с 12-го на 9-е место (6,5 млрд руб.). А вот “Вита-Полис” (4,4 млрд руб.), которая в первом полугодии 2004 г. заняла 10-е место, поднявшись с 1134-й позиции, в III квартале практически не проводила операций и переместилась на 18-е место. Получить комментарии у этих страховщиков не удалось. В “Дельта-Полисе” никого из руководства на месте не было, а по телефонам компаний “Вита-Полис” и “Руссо-Гарант”, указанным в Госреестре страховщиков, оказались другие фирмы. При этом по телефонам “Вита-Полиса” отвечает другой страховщик — “ЖАСО”.



Ведомости