03.12.2004

По стопам Ника Лисона. China Aviation Oil проиграла $550 млн на нефтяных фьючерсах



Михаил Оверченко

Похоже, инвестиционный гуру Уоррен Баффетт не зря называл производные инструменты оружием массового поражения. China Aviation Oil (Singapore) — монополист по импорту авиакеросина в Китай — потеряла $550 млн на рынке нефтяных фьючерсов и фактически обанкротилась. Это самый громкий скандал с 1995 г., когда трейдер Ник Лисон разорил британский банк Barings.

До последнего времени China Aviation Oil (Singapore), 60% акций которой принадлежат государственной китайской China Aviation Oil Holdings, считалась образцовой компанией с хорошим корпоративным управлением. Гендиректор Чен Цзюлинь построил ее фактически с нуля, в 2001 г. она провела первичное размещение акций в Сингапуре, и с тех пор ее капитализация выросла в семь раз.

Но процветанию неожиданно пришел конец. Компания сообщила, что понесла убытки в $550 млн из-за ошибок при спекулятивной игре на рынке нефтяных фьючерсов. Ее трейдеры ожидали, что после резкого роста в сентябре, когда цены на нефть почти дошли до $50 за баррель, начнется падение. Однако цены продолжили расти, достигнув 25 октября $55,65. Из-за потерь компания оказалась не способна обслуживать свои долги, обратилась за помощью к материнской компании и сингапурской инвестиционной госкомпании Temasek, владеющей 2% ее акций. Singapore Exchange, сингапурский оператор бирж, привлек PricewaterhouseCoopers к расследованию операций China Aviation.

Пока непонятно, почему не сработали системы контроля, которые, по словам источника, знакомого с ситуацией в China Aviation, должны не допустить наращивания убытков. О сделках, убыток по которым достигает $350 000, необходимо сообщать гендиректору. Каждая сделка любого из 10 трейдеров компании, приводящая к потере $500 000, автоматически закрывается, и совокупные убытки не должны были превысить $5 млн. Возможно, трейдеры намеренно обходили системы контроля.

Стремительно нараставшие потери по фьючерсам заставили China Aviation еще в октябре обратиться к материнской компании за помощью. Та предоставила кредит в $100 млн, однако их не хватило для покрытия убытков. Как теперь заявляет China Aviation, она не сообщила о проблемах раньше, потому что сначала хотела разработать план спасения. Кроме того, 20 октября China Aviation Oil Holdings провела допэмиссию акций China Aviation на $119,7 млн, и теперь регуляторам предстоит выяснить, знали ли в тот момент в материнской компании о финансовых проблемах “дочки”. Организатор эмиссии — Deutsche Bank говорит, что готов сотрудничать со следствием. “Сделка была проведена в полном соответствии с обычной рыночной практикой”, — говорится в заявлении банка.

“Для акционеров [China Aviation] это корпоративное землетрясение силой 9,5 балла по шкале Рихтера. Это еще один Barings”, — говорит Дэвид Джералд из Сингапурской ассоциации инвесторов в ценные бумаги. Трейдер сингапурского подразделения Barings Ник Лисон с 1992 по начало 1995 г. проводил несанкционированные сделки с фьючерсами и опционами, умудряясь докладывать об убыточных операциях как о прибыльных. “Последним звонком” стало землетрясение в Кобе в январе 1995 г., обернувшее ситуацию на рынке против Лисона. Его убытки составили $1,2 млрд. Обанкротившийся Barings был куплен за 1 фунт стерлингов нидерландским банком ING.

Крах China Aviation еще раз поставил вопрос о безопасности рынка деривативов, которые Уоррен Баффетт в 2003 г. назвал “финансовым оружием массового поражения” и “минами замедленного действия как для сторон, участвующих в сделке, так и для экономической системы” в целом. Рынок этот быстро растет: например, по данным Международной ассоциации дилеров по свопам и деривативам, совокупный размер открытых позиций на рынке процентных производных инструментов (крупнейшем сегменте рынка финансовых деривативов) вырос в первом полугодии на 16% до $164,49 трлн. При этом громкие скандалы происходят с регулярной периодичностью. Так, в 2002 г. Джон Раснак, валютный трейдер крупнейшего ирландского банка Allied Irish Banks, потерял $750 млн на операциях с валютными форвардами и опционами. AIB, правда, успешно пережил кризис.

В China Aviation убытки росли как снежный ком в том числе и потому, что на рынке деривативов игра в основном ведется на заемные деньги. Банки могли предоставлять China Aviation кредиты на выгодных условиях, будучи уверены, что материнская госкомпания не даст ей обанкротиться. “Деривативы позволяют людям высказать свое мнение о риске. Чем больше людей на этом рынке, тем выше ликвидность и возможность для эффективного расчета цен”, — защищает свой сектор стратегический аналитик по деривативам одного из лондонских инвестбанков. (Использованы материалы FT, WSJ.)



Ведомости