06.12.2004

Страховка на миллионы. В Европе по обязательному автострахованию выплачивают шестизначные суммы



Павел Миледин

Российским страховщикам обязательной автогражданки есть чему поучиться у своих западных коллег. Несмотря на более высокие тарифы, европейские страховщики платят автолюбителям на порядок больше и вдвое оперативнее. Объединяет россиян и европейцев только нелюбовь к страховщикам.

Свободные цены

В России тарифы на ОСАГО устанавливаются правительством. Базовый тариф — 1980 руб. (около $70). Окончательная стоимость полиса зависит от территории использования автомобиля, его мощности, стажа и возраста владельца и может колебаться от $14 до $268 в год.

В Европе стоимость страховки зависит от аналогичных параметров, но в большинстве стран страховые тарифы не регулируются государством. У итальянских страховщиков, правда, есть два ограничения. По словам руководителя отдела исследований итальянской страховой компании Assitalia Энрико Карузо, размер тарифов должен быть подтвержден актуариями и гарантировать платежеспособность компании. Страховщикам также запрещено выставлять запретительные тарифы по убыточным регионам и категориям автомобилей, иначе они рискуют расстаться с лицензией, уточняет Карузо.

Наши за границей

Европейским автовладельцам, опрошенным “Ведомостями”, полис ОСАГО обходится намного дороже, чем россиянам. Ольга Орлова, работающая гидом в Риме, ездит на Fiat Punto 2000 г. выпуска. Она платит за ОСАГО 558 евро в год. Орлова говорит, что это еще недорого. “Когда я обзванивала компании, некоторые называли сумму в три раза выше”, — говорит она.

Лондонский таксист Алексей платит за ОСАГО своего Peugeout 406 выпуска 1998 г. 170 фунтов в месяц, или 2000 фунтов в год. Но его страховка одна из самых дорогих, ведь он использует автомобиль для работы. Для обычной машины стоимость ОСАГО, говорит он, — около 120 фунтов в месяц. По его словам, полная страховка для BMW стоимостью 20 000 фунтов обойдется в 2000-2500 фунтов. Поэтому лондонский таксист предпочитает не страховать каско своего автомобиля. Парижанин Дмитрий Кузнецов ездит на Rover 124 выпуска 1994 г. Ему ОСАГО обходится в 800 евро в год, по его словам, это “чуть выше среднего”.

Дешевле всего страхование автогражданки обходится работнику германского автосервиса Владимиру Эльзасеру. Он живет в городке под Штутгартом с населением 35 000 человек. Свой Volkswagen Bora выпуска 2002 г. он страхует за 320 евро в год. В российской глубинке Эльзасер платил бы за полис ОСАГО $63 в год.

Большие лимиты

Несмотря на то что стоимость ОСАГО в столицах европейских стран на порядок выше, уровень жизни позволяет автомобилистам платить за нее без особого ущерба семейному бюджету. Кузнецов из Парижа говорит, что платит за полис, не напрягаясь. Да и получают западные автолюбители за свои деньги намного больше, чем российские автовладельцы.

В России лимит ответственности по ОСАГО составляет около $14 000, из которых по ущербу имуществу может быть выплачено максимум $5714, а по ущербу здоровью — $8571.

Европейские страховщики о таком низком лимите ответственности могут только мечтать. В Германии лимит выплат по ОСАГО при ущербе здоровью составляет, по данным Swiss Re, 7,67 млн евро на один страховой случай или 2,55 млн евро на человека. Лимит по ущербу имуществу — 511 292 евро, а по возможным финансовым убыткам — 51 129 евро.

Покупая самый дешевый полис в Италии, автолюбитель страхует свою ответственность на 774 685 евро. В Англии и Франции выплаты страховщика по ущербу здоровью не ограничены в принципе, а по ущербу имуществу находятся на уровне 250 000 фунтов и 460 000 евро соответственно.

Качественный сервис

Качество сервиса западных страховщиков тоже куда выше российского. В нашей стране при любой аварии необходимо вызывать инспектора ГАИ, несколько раз съездить в страховую компанию, пройти группу разбора, собрать несколько справок. Сами страховщики признают, что возмещение выплачивается гражданам в среднем через 1,5-2 месяца после аварии.

Во Франции, по словам Кузнецова, полицию необходимо вызывать лишь в том случае, если в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) пострадали люди. При небольшой аварии водители заполняют извещение для страховщика, где указываются данные водителя, автомобиля и зарисовывается схема ДТП. Эти документы отправляются в страховую компанию. Виновность в ДТП определяется страховщиками по специальным таблицам, в которых представлены различные варианты аварий, и компании сами разбираются друг с другом. “Все укладывается в один месяц”, — уверяет Кузнецов. “Если нет споров о виновности, то все укладывается в 3-4 недели. Им выгоднее выплатить быстрее. Я в случае чего могу выставить претензию об убытках от потери бизнеса”, — подтверждает лондонский таксист.

Платят западные страховщики тоже щедрее российских. По российскому закону об ОСАГО выплата пострадавшему производится с учетом амортизации — если автомобиль подержанный, то выплаты за разбитую фару не хватает на покупку и установку новой. В Европе амортизация не учитывается.

Страховщиков никто не любит

Нелюбовь к страховщикам — это единственное, что объединяет европейских и российских автолюбителей. По данным сентябрьского опроса ВЦИОМ, российским страховщикам не доверяют 69% населения. Но и в Европе отношение к страховому бизнесу не радужное. “Любая страховая компания живет, чтобы получить деньги и не заплатить, поэтому они [страховщики] пытаются уклониться от выплаты”, — считает Эльзасер. “Многие воспринимают это [ОСАГО] как ярмо. И так бензин стоит 1,1 евро за литр… налоги на дороги, не говоря уж о парковках”, — жалуется римлянка Орлова. “Все считают, что это [страхование] слишком дорого, а страховщики наживают большие деньги”, — подтверждает Кузнецов из Франции. “Народ устал от них”, — заключил лондонский таксист Алексей.



Ведомости