Страховка на миллионы. В Европе по обязательному автострахованию выплачивают шестизначные суммыПавел Миледин Российским страховщикам обязательной автогражданки есть чему поучиться у своих западных коллег. Несмотря на более высокие тарифы, европейские страховщики платят автолюбителям на порядок больше и вдвое оперативнее. Объединяет россиян и европейцев только нелюбовь к страховщикам. Свободные цены В России тарифы на ОСАГО устанавливаются правительством. Базовый тариф 1980 руб. (около $70). Окончательная стоимость полиса зависит от территории использования автомобиля, его мощности, стажа и возраста владельца и может колебаться от $14 до $268 в год. В Европе стоимость страховки зависит от аналогичных параметров, но в большинстве стран страховые тарифы не регулируются государством. У итальянских страховщиков, правда, есть два ограничения. По словам руководителя отдела исследований итальянской страховой компании Assitalia Энрико Карузо, размер тарифов должен быть подтвержден актуариями и гарантировать платежеспособность компании. Страховщикам также запрещено выставлять запретительные тарифы по убыточным регионам и категориям автомобилей, иначе они рискуют расстаться с лицензией, уточняет Карузо. Наши за границей Европейским автовладельцам, опрошенным Ведомостями, полис ОСАГО обходится намного дороже, чем россиянам. Ольга Орлова, работающая гидом в Риме, ездит на Fiat Punto 2000 г. выпуска. Она платит за ОСАГО 558 евро в год. Орлова говорит, что это еще недорого. Когда я обзванивала компании, некоторые называли сумму в три раза выше, говорит она. Лондонский таксист Алексей платит за ОСАГО своего Peugeout 406 выпуска 1998 г. 170 фунтов в месяц, или 2000 фунтов в год. Но его страховка одна из самых дорогих, ведь он использует автомобиль для работы. Для обычной машины стоимость ОСАГО, говорит он, около 120 фунтов в месяц. По его словам, полная страховка для BMW стоимостью 20 000 фунтов обойдется в 2000-2500 фунтов. Поэтому лондонский таксист предпочитает не страховать каско своего автомобиля. Парижанин Дмитрий Кузнецов ездит на Rover 124 выпуска 1994 г. Ему ОСАГО обходится в 800 евро в год, по его словам, это чуть выше среднего. Дешевле всего страхование автогражданки обходится работнику германского автосервиса Владимиру Эльзасеру. Он живет в городке под Штутгартом с населением 35 000 человек. Свой Volkswagen Bora выпуска 2002 г. он страхует за 320 евро в год. В российской глубинке Эльзасер платил бы за полис ОСАГО $63 в год. Большие лимиты Несмотря на то что стоимость ОСАГО в столицах европейских стран на порядок выше, уровень жизни позволяет автомобилистам платить за нее без особого ущерба семейному бюджету. Кузнецов из Парижа говорит, что платит за полис, не напрягаясь. Да и получают западные автолюбители за свои деньги намного больше, чем российские автовладельцы. В России лимит ответственности по ОСАГО составляет около $14 000, из которых по ущербу имуществу может быть выплачено максимум $5714, а по ущербу здоровью $8571. Европейские страховщики о таком низком лимите ответственности могут только мечтать. В Германии лимит выплат по ОСАГО при ущербе здоровью составляет, по данным Swiss Re, 7,67 млн евро на один страховой случай или 2,55 млн евро на человека. Лимит по ущербу имуществу 511 292 евро, а по возможным финансовым убыткам 51 129 евро. Покупая самый дешевый полис в Италии, автолюбитель страхует свою ответственность на 774 685 евро. В Англии и Франции выплаты страховщика по ущербу здоровью не ограничены в принципе, а по ущербу имуществу находятся на уровне 250 000 фунтов и 460 000 евро соответственно. Качественный сервис Качество сервиса западных страховщиков тоже куда выше российского. В нашей стране при любой аварии необходимо вызывать инспектора ГАИ, несколько раз съездить в страховую компанию, пройти группу разбора, собрать несколько справок. Сами страховщики признают, что возмещение выплачивается гражданам в среднем через 1,5-2 месяца после аварии. Во Франции, по словам Кузнецова, полицию необходимо вызывать лишь в том случае, если в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) пострадали люди. При небольшой аварии водители заполняют извещение для страховщика, где указываются данные водителя, автомобиля и зарисовывается схема ДТП. Эти документы отправляются в страховую компанию. Виновность в ДТП определяется страховщиками по специальным таблицам, в которых представлены различные варианты аварий, и компании сами разбираются друг с другом. Все укладывается в один месяц, уверяет Кузнецов. Если нет споров о виновности, то все укладывается в 3-4 недели. Им выгоднее выплатить быстрее. Я в случае чего могу выставить претензию об убытках от потери бизнеса, подтверждает лондонский таксист. Платят западные страховщики тоже щедрее российских. По российскому закону об ОСАГО выплата пострадавшему производится с учетом амортизации если автомобиль подержанный, то выплаты за разбитую фару не хватает на покупку и установку новой. В Европе амортизация не учитывается. Страховщиков никто не любит Нелюбовь к страховщикам это единственное, что объединяет европейских и российских автолюбителей. По данным сентябрьского опроса ВЦИОМ, российским страховщикам не доверяют 69% населения. Но и в Европе отношение к страховому бизнесу не радужное. Любая страховая компания живет, чтобы получить деньги и не заплатить, поэтому они [страховщики] пытаются уклониться от выплаты, считает Эльзасер. Многие воспринимают это [ОСАГО] как ярмо. И так бензин стоит 1,1 евро за литр налоги на дороги, не говоря уж о парковках, жалуется римлянка Орлова. Все считают, что это [страхование] слишком дорого, а страховщики наживают большие деньги, подтверждает Кузнецов из Франции. Народ устал от них, заключил лондонский таксист Алексей. Ведомости |