Nike оскорбил китайский народКитайское правительство запретило телевизионную рекламу транснационального спортивного концерна Nike. Официальные власти страны утверждают, что рекламная компания Nike оскорбляет достоинство и гордость всего китайского народа. Китайское правительство запретило телевизионную рекламу спортивного концерна Nike на национальных телеканалах. Согласно заявлению официальных властей Китая, рекламная компания Nike оскорбляет достоинство и гордость всего китайского народа. Злополучный рекламный ролик, вызвавший претензии властей к корпорации, был снят в форме анимационного мультфильма, в котором звезда американского баскетбола Леброн Джеймс сражается с безымянным мастером китайского боевого искусства кунг-фу. Двадцатилетний лидер команды Cleaveland Cavaliers, который подписал с Nike рекламный контракт на $90 млн, разумеется, наносит китайскому воину сокрушительное поражение. А тем временем на этот национальный позор благосклонно взирают две симпатичные девушки в этнических костюмах и пара драконов – сакральных символов китайской культуры. Пока идеологически подкованные китайские цензоры не познакомились с содержанием ролика, это по-американски незамысловатое видео успели дать в эфир несколько провинциальных телестудий. А несколько позднее его каким-то совершенно невероятным образом протолкнули в сетку вещания государственного спортивного канала. Такая самоуверенность китайских пиар-менеджеров Nike, безусловно, была ошибкой. Ролик запретили буквально сразу после выхода в эфир. В официальном заявлении Государственной администрации Китая по кино, телевидению и радиовещанию утверждается, что ролик, отснятый концерном Nike, грубо нарушает законы, регулирующие рынок рекламы в Китае. «Правительство требует, чтобы любая рекламная компания на территории страны поддерживала национальное самосознание граждан, служила интересам общества и проявляла безукоризненное уважение к культуре нашей родины», – заявляют представители китайских органов государственного контроля. Помимо неуважения к национальному достоинству китайцев рекламному подразделению Nike вменяется в вину богохульство, которое цензоры усмотрели в использовании священного для Китая образа дракона для рекламы товаров. «Мы получили огромное количество негодующих откликов китайских телезрителей на этот рекламный ролик», – сообщает китайская администрация. Пресс-секретарь Nike в Шанхае Морис Чжоу сообщил, что руководству корпорации остается только «выразить глубокое уважение к решению китайского правительства». «Мы изменим рекламную кампанию в Китае в строгом соответствии с нормами местного законодательства и в точности исполним все предписания регулирующих органов», – заявляет представитель компании. По словам пресс-секретаря Nike, возможность оспорить решение китайского правительства в суде топ-менеджеры концерна даже не стали рассматривать. Это, вероятно, самое правильное решение в создавшейся ситуации. Во всяком случае, оно исполнено здравого смысла. Китайская телевизионная цензура в этом году еще более ужесточила и без того практически тотальный контроль над национальной сетью вещания. Государство запретило использовать на телевидении английскую речь, а также программы, «которые несут в себе пропаганду западной идеологии и политической стратегии». Но, несмотря на ряд специфических особенностей взаимодействия государства и экономики в Китае, этот азиатский рынок с огромным спросом практически на все виды товаров остается крайне привлекательным для концерна Nike. Тем более что популярность спорта вообще и баскетбола в частности сегодня в этой стране как никогда высока. Петр Канаев Газета.RU |