14.12.2004

Голливуд забыл про потребителя



Голливуд Голливудский супергигант Disney внес путаницу в борьбу за то, на какой формат DVD делать ставку производителям видеоплееров нового поколения. Disney выбрал технологию Blu-Ray, и рынок раскололся пополам. Оплачивать амбиции киногиганта предстоит простым покупателям.

Американская кинокомпания Disney сделала выбор в вопросе о том, на какой формат DVD она ориентируется. Она остановила свой выбор на разработке Sony – формате Blu-Ray.

О выборе американской компании объявили менеджеры отдела Walt Disney Company – Buena Vista Home Entertainment, специализирующегося на технологических вопросах. Blu-Ray («синий луч») представляет собой новый цифровой оптический формат; его можно назвать новым стандартом, пришедшем на смену обычному DVD.

Для записи и воспроизведения диска используется специальный лазер с синим лучом (blue-violet laser), заменившим красный луч, при помощи которого диски записывались и считывались ранее. Blu-Ray Disc имеет очевидное превосходство над DVD: при одинаковых размерах дисков на том, что с форматом Blu-Ray, умещается от 23,3 до 27 Гб (у DVD – 4,7 Гб). А это значит, что один Blu-Ray способен сохранить 13 часов обычного видео или 2 часа при высоком разрешении.

Disney – предпоследняя из голливудский студий, определившихся с выбором: какой из двух соперничающих стандартов изображения картинок принять. В ноябре Paramount Home Entertainment, Universal Pictures, Warner Brothers Studios и New Line Cinema предпочли конкурента корпорации Sony – формат, который был выработан фирмами Toshiba и NEC (последняя производит электротехнику). Disney одновременно объявил, что оставляет за собой право записывать кинокартины и на дисках с форматом HD-DVD. Скорее всего, так поступят большинство кинокомпаний и будут выпускать диски в двух форматах, пока не появится очевидный победитель в этой борьбе.

То, что Disney согласилась использовать Blu-Ray, весьма выигрышно для Sony и ее подрядчиков. Последней крупной студией Голливуда, не определившейся в выбором, остается Twentieth Century Fox. Если и эта компания сделает его в пользу Sony, то рынок продаж дисков будет разделен практически пополам: 47% у Sony, 45% у Toshiba. остальное останется небольшим независимым студиям.

Выбор голливудских киногигантов, с каким из производителей техники иметь дело, чрезвычайно важен для конкурирующих японских компаний. От этого фактора зависит, кому перепадут миллиарды долларов роялти и выручки за продажу этой самой техники. Борьба за рынок цифровых носителей отрицательно сказывается на потребителях. В следующем году на рынок одновременно выйдет два вида DVD, примерно равных по качеству, но несовместимых технически.

И это несмотря на то, что еще при выборе формата для видеокассет конкуренция двух несовместимых продуктов стала хрестоматийным примером неправильного и расточительного ведения бизнеса. Ведь и покупателям, и производителям приходится платить дважды. Покупателям остается все меньше надежды на то, что в этот раз компании найдут компромисс ради общего блага. //Дарья Холобаева, Степан Головин

Газета.RU