16.12.2004

"Еврохим" поможет крестьянам



Андрей Лемешко

Крупнейший в России производитель минеральных удобрений — “Еврохим” решил помочь крестьянам. Компания создает сеть дистрибьюторов, которые помимо продажи селянам химикатов будут оказывать им различные услуги, вплоть до предоставления техники в аренду. Компания рассчитывает таким образом удвоить свои продажи на внутреннем рынке.


В состав “Еврохима” входят предприятия горнодобывающей и химической промышленности: Ковдорский ГОК, “Фосфорит”, “Невинномысский азот”, “Новомосковский азот”, “Минудобрения” и Lifosa (Литва). В прошлом году “Еврохим” произвел 4,83 млн т удобрений, около 80% из которых экспортировал. По данным компании, ее годовой оборот – около $1 млрд.

Как рассказал “Ведомостям” начальник управления дистрибьюции продукции “Еврохима” Максим Серегин, компания запускает собственную дистрибьюторскую сеть в России. 21 декабря холдинг подпишет соглашения с первыми 14 партнерами. В будущем по мере роста потребления удобрений их количество может увеличиться, говорит Серегин. До сих пор, отмечает он, российские производители минудобрений ориентируются на экспортные поставки, забывая о развитии инфраструктуры для сбыта своей продукции на внутреннем рынке.

Но “Еврохим” ожидает роста потребления удобрений в России и решил загодя сформировать сбытовую сеть. По словам Серегина, компания ориентируется прежде всего на регионы Центрального и Южного федеральных округов, где расположены предприятия холдинга и где наиболее высокий уровень потребления удобрений. Первоначально дистрибьюторская сеть “Еврохима” будет охватывать пять регионов: пять в Краснодарском и четыре в Ставропольском краях, три в Ростовской области и по одному в Рязанской и Тульской областях. По словам Серегина, дистрибьюторы должны будут обеспечивать продажу не менее 50 000 т удобрений в год. Взамен “Еврохим” будет предоставлять им значительные скидки на свою продукцию.

Впрочем, по его словам, “Еврохим” не собирается ограничиваться только продажей удобрений: на дистрибьюторов будут также возложены обязанности по организации дополнительных услуг: агрономической помощи крестьянам, предоставления им специальной техники для внесения удобрений в почву, снабжения семенами и средствами защиты растений. “Мы хотим предоставлять полный пакет услуг”, — поясняет Серегин. Таким образом, по его словам, уже действуют производители удобрений на Западе. В “Еврохиме” рассчитывают, что дистрибьюторы помогут резко нарастить продажи на внутреннем рынке. В будущем году компания планирует увеличить продажи с 750 000 т до 1 млн т, а уже к 2007 г. продавать до 1,6 млн т.

Гендиректор зерновой компании “Разгуляй” Алексей Иванов отмечает, что на Западе агробизнес уже работает по такой схеме. Однако он отмечает, что крупные отечественные агропредприятия предпочитают иметь собственную техническую и агрономическую базу. Тем не менее Иванов полагает, что дополнительные дистрибьюторские услуги будут востребованы средними агропредприятими и крупными фермерскими хозяйствами. С ним соглашается главный агроном компании “Русагро” Владимир Сергиенко, который отмечает, что успех этой идеи будет зависеть от того, насколько доступной для сельхозпроизводителей окажется стоимость этих услуг.

Андрей Зайковский, вице-президент агропромышленной корпорации “Азот”, отмечает, что сейчас удобрения приходят в село через длинную цепочку посредников. Организация дистрибьюторской сети позволит производителям увеличить собственную маржу. А исполнительный директор Ассоциации производителей удобрений (АПУ) Сергей Пронин отмечает, что один из конкурентов “Еврохима” — холдинг “ФосАгро” уже работает с собственной дистрибьюторской сетью.



Ведомости