Водку -- читателям, пиво -- зрителям. Подготовлена новая редакция закона "О рекламе"Сегодня в Госдуму будет внесен проект новой редакции федерального закона "О рекламе". Документ получился настолько либеральным, что многие производители и рекламщики отказывались в это верить. Среди новшеств, например, разрешение рекламы крепкого алкоголя в прессе и возвращение на телевидение пивных спонсоров. Разработчики документа, впрочем, говорят, что ограничений в новом законе тоже достаточно. За девять лет, прошедшие с момента принятия действующего закона "О рекламе", попытки поправить рекламное законодательство предпринимались неоднократно. По подсчетам экспертов, с 1995 года в закон "О рекламе" было внесено около 40 поправок. Однако они так и не смогли адаптировать старый закон к нынешним реалиям рынка. В последние годы рекламисты стали все чаще повторять, что рекламное законодательство устарело и нуждается в кардинальной доработке. Тем не менее дальше очередных поправок дело не шло: авторам многочисленных законопроектов не удалось внести в Госдуму ни один из них. Сегодня в совет Думы впервые будет внесена принципиально новая редакция закона "О рекламе". Ее разработчики группа депутатов под руководством первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" Юрия Волкова. Авторы говорят, что к работе над текстом был привлечен большой коллектив экспертов, в том числе профессиональные рекламисты и представители Федеральной антимонопольной службы. При этом разработчики утверждают, что подготовили либеральный законопроект. "Он призван установить четкие и понятные правила игры на рекламном рынке, при этом либерализируя некоторые моменты, которые в старом законодательстве были доведены до абсурда", говорит зампредседателя комитета по экономполитике Госдумы Владимир Мединский. Среди абсурдных с точки зрения разработчиков оказались и многие положения действующего закона, не дающие покоя рекламистам. Так, авторы законопроекта предлагают ослабить действующий запрет на рекламу алкоголя, разрешив рекламировать спиртное в прессе. Также они намерены исправить недоработки, допущенные при принятии закона об ограничении пивной рекламы, и разрешить ставить в телеэфир рекламные ролики спонсоров спортивных соревнований. В комментариях к документу, правда, не уточняется, кто может быть этими спонсорами. Поэтому возникает ощущение, что это могут быть и производители крепкого алкоголя. Однако господин Мединский уверяет, что речь идет только о пивных компаниях. Помимо послаблений в законопроекте есть и ряд новых ограничений. В частности, вводится полный запрет на рекламу зонтичных брэндов. Очевидно, что он направлен против производителей крепкого алкоголя, которые сегодня рекламируют водку под видом минеральной воды и конфет. "Не следует думать, что этот закон так уж либерален по отношению к рекламе алкоголя, табака и пива, уверен генеральный директор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин. Послабления, которые в нем содержатся, с избытком компенсируются новыми жесткими ограничениями". Кроме того, по словам господина Желнина, закон вводит новые существенные ограничения на рекламном поле, предлагая ограничить рекламу лотерей, игорного бизнеса и лекарств. Рекламисты, которые вчера успели ознакомиться с новым законопроектом, оценили его на редкость высоко. "Закон более причесанный. Он стал много лучше и, бесспорно, более либерален, считает президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Игорь Янковский. Очень важно, что в новом законе разработан понятийный аппарат, дающий определения основных понятий в сфере рекламы". "Это очень позитивный шаг: в целом законопроект выглядит гораздо более либеральным и европейским, чем его действующий предшественник", полагает сопрезидент группы компаний BBDO Игорь Лутц. Вместе с тем участники рекламного рынка отмечают, что законопроект нуждается в доработке. "Из-за того что закон очень либерален, он больше подходит для цивилизованного рынка, говорит Игорь Лутц. Как он приживется на нашем рынке, молодом и еще развивающемся, вопрос". А Игорь Янковский полагает, что в законе остались лазейки, которые позволят трактовать его как угодно. "Например, в нем никак не описана реклама на транспорте, отметил он. Мне бы очень хотелось, чтобы Госдума приняла его за основу и немного доработала совместно с заинтересованными профессионалами". Свои претензии к разработчикам закона есть и у пивоваров. "Предусмотренные в законопроекте послабления не решают проблему чрезмерных ограничений на рекламу пива", уверена вице-президент Sun Interbrew Ирина Кибина. Она обращает внимание, что документ оставляет без изменений действующий запрет на рекламу напитка в культурных и спортивных учреждениях. "Нам предлагают рекламироваться только в перерывах спортивных соревнований. Этого явно недостаточно, так как щитовая реклама на стадионах и реклама на форме игроков по-прежнему запрещена", заявила она. "Внесение этого закона -- только первый шаг" По просьбе Ъ новую редакцию закона "О рекламе" прокомментировал один из ее авторов, заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ. Чем новый закон "О рекламе" лучше существующего и почему нельзя было ограничиться поправками в действующее законодательство? Десять лет назад, когда создавался действующий сегодня закон "О рекламе", не было промоушна, мерчендайзинга, не было игорного бизнеса и его рекламы, на качественно другом уровне находилась наружная реклама, не было понятия зонтичных брэндов. Все это учтено в новом законе. Он также регулирует рекламу с использованием современных технологий: мобильной связи, интернета есть, например, специальная антиспамовская статья. Мы планируем, что внесение этого закона только первый шаг на пути реформирования рекламного законодательства. Вслед за этим в течение ближайших года-двух мы дополним и изменим целый ряд федеральных нормативных актов, вплоть до технических регламентов, определяющих соотношение уровня звука телерекламы и телепрограммы. Кроме того, этот закон является системным, он вбирает в себя все нормы, регулирующие рекламу, которые на данный момент разбросаны по шести или семи законам. Он даже построен по принципу: сначала общие постулаты, затем регулирование по видам рекламоносителей, затем реклама отдельных видов товаров. Сейчас у нас реклама отдельных видов деятельности не унифицирована. Системный подход был и раньше, в 1995 году, но потом многочисленные поправки, которые принимались, коверкали закон. Самый яркий пример пивные поправки. Я не понимаю, как у нас будет осуществляться контроль запрета использования образов людей и животных с 1 января? Это совершенно абсурдная норма, которая является грубым вмешательством в конкуренцию на рынке. Фактически мы запрещаем рекламу торговых марок, на этикетке которых нарисовано что-либо живое. Если закон будет принят, станет ли компаниям, реклама которых в последнее время активно ограничивалась, легче продвигать свой брэнд? Закон содержит достаточно серьезную долю либерализации. Мы понимали, что где-то в процессе работы над законом нам придется несколько поприжаться. Но при этом на каждое смягчение в законе есть еще и ужесточение. Закон устанавливает четкие и понятные правила игры, при этом либерализируя некоторые моменты, которые доведены до абсурда в нынешнем законодательстве. Например, вы меня никогда не убедите, что наличие рекламы виски или ликера "Бэйлис" в глянцевом журнале ведет к алкоголизации населения. Рекламируются, как правило, дорогие напитки, и если они рекламируются в дорогих изданиях не на обложках, не рассчитанных на несовершеннолетних, да ради бога! Это деньги, которые получают СМИ, это зарплаты, которые платят журналистам, что в этом плохого? Когда, по вашим расчетам, новый закон будет принят? Если нам удастся принять этот закон в течение следующего года со всеми поправкам, будет очень хорошо.
КоммерсантЪ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||