Нет спаму! Депутаты "Единой России" запретят все виды массовых рассылокАндрей Панов Кроме распития пива, курения табака и рекламы игорных заведений Единая Россия намерена искоренить и спам. Написанная партийцами новая редакция закона о рекламе вводит запрет на рассылку рекламных факсов, sms и электронных писем тем, чье одобрение на это не получено заранее. Борцы со спамом не уверены в эффективности меры, а чиновники антимонопольного ведомства возмущены тем, что депутаты внесли свои предложения в обход правительства. Новую версию закона о рекламе внесла вчера в Госдуму группа депутатов-единороссов во главе с руководителем центрального исполкома партии Юрием Волковым. Такой же законопроект давно готовит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), но правительство пока одобрило лишь концепцию документа. Депутатский законопроект кроме ограничений на рекламу алкоголя, табака, пива и игорных заведений вводит запрет на рассылку спама. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе с использованием телефонной, факсимильной, мобильной связи и компьютерных сетей, он разрешает лишь с согласия адресата. В противном случае компания, разославшая спам, может быть оштрафована на 40 000-50 000 руб., а физическое лицо на 2500-3000 руб. Депутаты, по словам одного из соавторов законопроекта единоросса Владимира Мединского, собираются резко увеличить штрафы. От спама страдает большинство пользователей персональных компьютеров. Как следует из пришедшего вчера на редакционный электронный адрес корреспондента Ведомостей рекламного письма, за 4000 руб. спамеры обещают отправить e-mail с рекламой заказчика на 620 000 адресов электронной почты в Москве, а за 6000 руб. на 1,9 млн адресов по всей России. Бороться со спамом программными методами практически невозможно: все спам-фильтры, которые мы пробовали, работают недостаточно эффективно, констатирует начальник IT департамента компании Vizikor Solutions Олег Живило. Они не отсекают весь спам, а главное, иногда удаляют важную почту, что абсолютно недопустимо для компании. Спам в виде sms приходит и на сотовые телефоны. Ничего, кроме негативных эмоций, массовые рассылки вызывать не могут, считает директор "ВымпелКома" (предоставляет услуги сотовой связи под маркой "Би Лайн") по связям с общественностью Михаил Умаров. Мы не позволяем нашим партнерам рассылать sms абонентам, которые не подписаны на их услуги. Впрочем, сам ВымпелКом отправляет абонентам информационные сообщения о новых услугах компании, говорит он. МТС кроме информационных сообщений рассылает и рекламные sms. Например, недавно оператор оповещал таким образом о начале проката фильма Ночной дозор. По словам директора по внешним связям МТС Андрея Брагинского, компания собирается предоставлять услуги по коммерческой рассылке sms и в дальнейшем. Если закон будет принят, оператор будет заручаться согласием абонентов на прием непрошеных писем при заключении договора на обслуживание, говорит Брагинский. Компьютерные спамеры тоже не боятся санкций. Мы всего лишь курьеры, только вместо сумок на колесиках у нас в руках компьютеры: спам будет существовать, пока будет спрос на дешевую эффективную рекламу, считает один из организаторов массовых рассылок. А поймать нас очень тяжело: те, кто этим занимается, никогда не подставляют провайдера и надежно маскируются. Координатор рабочей группы проекта Анти-спам Евгений Альтовский напоминает, что законопроект единороссов, например, не дает ФАС доступа к данным, которые хранятся у провайдера, они защищены законодательством о тайне личной переписки, которая снимается только в рамках уголовного дела или по решению суда. В антимонопольной службе новый законопроект комментировать отказались. Всем известно, что мы готовим свой вариант закона депутаты поставили нас в двусмысленное положение, возмущен чиновник ФАС. По словам Мединского, Дума в ходе доработки постарается учесть критику и сделать новый закон максимально эффективным. Замгендиректора компании Rambler Иван Засурский отмечает, что даже в нынешней редакции это первая попытка создать законодательную базу для противодействия спамерам и она может оказаться действенной. В ТРОЛЛЕЙБУС – С НАУШНИКАМИ Не оставили депутаты без внимания и аудиорекламу в пассажирском транспорте. Если их законопроект будет принят, крутить ролики в автобусах и поездах можно будет лишь при условии предоставления пассажирам индивидуальных средств прослушивания рекламы. Мы защищаем потребителя от информации, которую он не просит, говорит Мединский. Пассажиру нужно знать, какая остановка будет следующей, а вместо этого в электричках и поездах зачастую звучит музыка, перебиваемая рекламными сообщениями. В Российских железных дорогах знали о планах депутатов и уже установили наушники в вагонах СВ, рассказал Ведомостям топ-менеджер компании, но что делать с остальными вагонами, там еще не решили. Ведомости |