17.12.2004
MasterCard

MasterCard объявила войну банкоматам



Вчера президент MasterCard Europe Александр Лабак представил в России новую стратегию развития платежной системы. Одним из основных ее пунктов будет усиление работы с торговыми точками, что особенно актуально для нашей страны, где более 90% объема операций по пластиковым картам приходится на снятие наличных. Таким образом MasterCard надеется догнать в России основного конкурента – Visa.

Вчера Александр Лабак сообщил Ъ, что компанией разработана новая глобальная стратегия, согласно которой упор в ее развитии будет перенесен на работу банков с торговыми точками. Для этого в MasterCard Europe создан специальный департамент по развитию сети. "Банкоматные трансакции подрывают основу понятия пластиковых карт,– заявил вчера Ъ Александр Лабак.– Карты должны использоваться для замены наличных денег, а не для привлечения средств. Мы поможем российским банкам выиграть войну с наличностью. Хотя банкоматные трансакции являются данностью, мы основное внимание уделяем увеличению доли операций по оплате товаров и услуг. И наша маркетинговая стратегия нацелена как раз на увеличение доли таких трансакций".

Новый подход MasterCard к рынку пластиковых карт особенно актуален для нашей страны. По данным Банка России, 94,42% объема операций по пластиковым картам в России приходится на снятие наличных. Дело в том, что до сих пор основным двигателем рынка пластиковых карт в стране остаются зарплатные проекты, в рамках которых держатели карт используют их один раз в месяц в банкомате.

Достоверной статистики об использовании карт той или иной платежной системы для зарплатных проектов нет, однако есть другая статистика. По данным Федеральной антимонопольной службы, 6,9% рынка по объему операций приходится на карты MasterCard, в то время как на карты ее прямого конкурента Visa приходится 40,25% рынка. При этом различие по количеству выпущенных карт заметно меньше: на MasterCard приходится 22,8% эмиссии, а на Visa – 36,9%.

Создание подразделения по работе с торговыми точками, в том числе и в России, должно исправить существующее положение. Глава российского представительства MasterCard Андрей Королев вчера пояснил Ъ, что новое подразделение будет помогать банкам – членам системы в их сотрудничестве с торговыми точками. По его словам, в России будет использован систематизированный опыт, накопленный в других странах. Правда, подробности предложений, которые MasterCard намерена сделать российским банкам, господин Королев пока не сообщил.

Тем не менее господин Лабак вчера заявил Ъ, что в Европе финансовые интересы MasterCard будут сосредоточены в ряде банков, среди которых российские Сбербанк, Ситибанк и банк "Русский стандарт". Вице-президент банка "Русский стандарт" Георгий Горшков согласен, что "MasterCard должна принимать участие в образовательных программах и объяснять населению плюсы карты как платежного инструмента". "Я думаю, что нам подробно расскажут, как это будет",– надеется вице-президент Ситибанка Михаил Бернер.

У российских банков есть собственное представление о том, как переориентировать держателей карт с банкоматов на магазины. "Для того чтобы привлечь больше точек, особенно в периферии, надо уменьшить комиссии, которые платит банк-эквайрер платежным системам,– считает начальник управления платежных инструментов Русского банка развития Елена Дворовых.– А все маркетинговые ходы, различные розыгрыши и рекламные акции для России пока не очень актуальны".

В то же время, по мнению директора департамента розничных пластиковых продуктов Юниаструмбанка Константина Иванова, маркетинговые ходы платежных систем по привлечению торговых точек очень важны. "Visa, например, за каждые покупки по картам проводит розыгрыши призов, она активно занимается этим. А теперь, по-видимому, решила пойти таким же путем и платежная система MasterCard. Если она будет этим заниматься, то это будет здорово, это приведет к увеличению оборота в торговых точках",– считает он.

КИРИЛЛ Ъ-ЯЧЕИСТОВ, ЕЛЕНА Ъ-КОВАЛЕВА




КоммерсантЪ