Наличный Новый год. Английские магазины и рестораны отказываются принимать магнитные картыМАРИНА БОЖКО
Российские туристы, собирающиеся встретить Новый год в Великобритании и ряде других европейских стран, могут столкнуться с серьезными трудностями при оплате покупок с помощью пластиковых карт. Платежные системы Visa и MasterCard, анонсировавшие с 2005 года переход на микропроцессорные технологии, уже изменили механизм ответственности за потери от мошеннических операций по картам. В результате владельцы многих магазинов и ресторанов, опасающиеся мошенников, решительно не хотят обслуживать владельцев традиционных магнитных карт. "Миллионы владельцев кредитных карт уже в следующем месяце могут лишиться возможности пользоваться ими из-за последних нововведений платежных систем против мошенничества. Банки Barclays и HSBC признались, что лишь один из трех клиентов получил новые чиповые карты. NatWest и Lloyds выслали новые карты лишь одному из пяти своих клиентов",-- пишет вчерашняя The Telegraph. Газета поясняет, что "хотя покупатели еще до конца 2005-го могут, как и прежде, пользоваться "старыми" картами, продавцы, скорее всего, будут с неохотой их принимать и имеют право отказать владельцу карты в обслуживании". Проблема в следующем. Международные платежные системы в рамках борьбы с мошенниками приняли решение о переходе с традиционных магнитных карт на чиповые. В результате уже с 2005 года в Великобритании и странах Западной Европы вводятся новые правила безопасности при проведении операций с картами (в России, Центральной и Восточной Европе, Африке и на Ближнем Востоке они будут введены годом позже). В частности, вступит в силу правило о "переносе ответственности" (Liability Shift) -- теперь за все потери от мошеннических транзакций ответственность будет нести та сторона (эмитент или эквайрер), которая не завершила переход на "чип". Ранее платежи гарантировались самими платежными системами, и гарантии предоставлялись в автоматическом режиме -- без всяких судебных разбирательств (поэтому международные системы и теряли из-за мошенников сотни миллионов долларов ежегодно). Перенос ответственности на банки может привести к долгим судебным тяжбам, что, естественно, невыгодно торговым точкам. "Торговые точки либо будут вынуждены чрезвычайно внимательно проверять карты и сверять подписи, либо станут просто отказывать клиентам в приеме платежей",-- пишет The Telegraph, ссылаясь на аналитиков и представителей торговых точек. MasterCard пока не стала комментировать, насколько серьезны возможные проблемы в связи с переходом на чиповые технологии. Visa International дала свой ответ -- весьма, однако, противоречивый. В разъяснительной записке Visa, имеющейся в распоряжении "Бизнеса", особо отмечается, что "все карты международной платежной системы будут работать в Новый год вне зависимости от того, имеет карточка магнитную полосу или снабжена чипом. Все считывающие устройства используют оба варианта карт". Это так. Однако относительно "правила переноса" Visa заявила: "Если транзакция по украденной или поддельной карте будет авторизована банком-эмитентом, именно он и будет нести ответственность". Причем в записке сообщается, что это правило будет действовать даже в случае проведения транзакции по чиповой карте, но без введения клиентом пин-кода. Фактически Visa подтвердила, что у торговых точек есть все основания опасаться клиентов с обычными картами. Тем более -- из России: если уж европейские торговцы не хотят вступать в тяжбы со своими банками, судиться с российскими им не хочется и подавно. Поэтому вполне возможно, что российским клиентам будут просто отказывать в приеме карт. Конечно, деньги можно снять в банкомате, но за эту операцию придется заплатить комиссионные. Мало того, по большинству карт установлен лимит снятия наличных в день, так что оплатить крупные покупки может оказаться просто невозможно. В российских банках пока не знают, что будет с их клиентами с января. "Информированные туристы уже начали спрашивать нас о том, с какими деньгами ехать в Лондон. Пока мы никакого разъяснения от платежных систем не получали, так что гарантировать, что у вас примут карту к оплате, не можем",-- заявили "Бизнесу" в клиентском отделе Альфа-банка. Консультант лишь выразил надежду, что "новые стандарты не будут введены повсеместно". Деловая газета "Бизнес" |