24.12.2004

Чем торгуют в Рунете. Электронный товарооборот Рунета в 2004 году - более $3 млрд



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА



В интернете можно купить все -- от горячей пиццы до автомобиля. В этом году россияне наторговали в сети $3 млрд -- цифра весьма скромная, особенно по сравнению с $100 млрд американского онлайн-рынка. К тому же из 4 тыс. магазинов в зоне.ру реально работает меньше половины, да и основная масса покупок делается в Москве.

В 2004 году общий объем рынка интернет-торговли в России, по оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), составит $3,233 млрд. Больше всего, по данным аналитиков, онлайн-торговцы заработали на государстве -- $2,130 млрд. Сегмент бизнес-услуг (В2В) оказался самым маленьким -- $442 млн, а розничная торговля принесла $662 млн. Таким образом, за два года этот рынок вырос в четыре раза. Тем не менее, эксперты считают, что в этом году прорыва в онлайн-торговле не произошло. Объем рынка в США оценивается в 100 млрд в год, по сравнению с ними наши 3 млрд выглядят более чем скромно.
Электронная торговля существует уже несколько лет, но интернет-общественность так и не пришла к единому мнению, что это такое. Аналитики считают, что надо разделять розничную торговлю через интернет-магазины и, например, сделки, которые осуществляются на интернет-биржах и аукционах. К тому же, человек может заказать товар в онлайне, например на сайте магазина, а потом подъехать туда и купить. "И непонятно, как учитывать эти деньги -- как онлайн-торговлю или нет",-- сказал аналитик Jason & Partners Борис Овчинников. В США под электронной торговлей понимается только сделка, которая прошла в онлайне и была оплачена кредитной картой. А российские исследовательские компании учитывают и другие формы оплаты. Поэтому оценки объема этого рынка, по мнению экспертов, весьма условны. Кроме того, для американского пользователя не стоит вопрос о том, как оплатить покупку,-- он всегда платит кредиткой. В России кредитные карты еще не так популярны, поэтому при покупке через интернет-магазин большинство платит наличными курьеру.
"Продавцы интернет-магазинов чувствуют себя в России хорошо",-- заявил "Бизнесу" Борис Овчинников: пользователей интернета становится все больше, поэтому и количество клиентов онлайн-продавцов постоянно растет, хотя и не столь высокими темпами, как в США и Европе. Самые популярные товары на российском онлайн-рынке -- это разного рода электроника, бытовая техника, компьютеры, книги, CD, аудио-, видео-кассеты, DVD и книги. "В основном это вещи, которые не требуют тщательного просмотра, как, например, продукты или одежда, поэтому их традиционно хорошо покупают через интернет",-- сказал "Бизнесу" руководитель отдела электронной коммерции компании "Яндекс" Илья Положинцев. А с точки зрения денежного оборота через сеть выгоднее всего продавать мобильные телефоны. "В онлайне продается всего лишь 5% всех мобильников,- сказал Борис Овчинников,-- но в денежном выражении это больше $1,5 млн в год". Книжным магазинам такие доходы и не снились. Только знаменитый "Озон" может похвастаться самоокупаемостью, но и то во многом благодаря продаже музыкальных дисков и DVD.

Самые популярные товары по данным "Яндекс.Маркет"

Электроника и Фото -- 21%
Компьютеры -- 18%
Телефоны -- 14%
Книги -- 12%
Бытовая техника -- 9%
Все для дома -- 4%
Авто -- 4%
Музыка, видеофильмы -- 4%
Все для офиса -- 2%
Строительство и ремонт -- 2%
Остальные -- 11%

Электронная торговля начиналась в России в 1999-2000 годах с продажи книг, дисков и видеокассет. За несколько лет количество пользователей интернет-магазинов удвоилось, и сегодня составляет 8,6 млн посетителей в месяц. По данным экспертов, сейчас в Рунете работает около 1,5 тыс. магазинов, которые торгуют самыми разными товарами -- мобильниками и одеждой, продуктами питания и машинами. "Это число действующих магазинов, на сайте которых можно полностью оформить покупку и оплатить ее или выписать счет на оплату",-- сказал "Бизнесу" менеджер по рекламе и PR компании SpyLOG Андрей Травин. Хотя на самом деле магазинов гораздо больше -- в одном только "Рамблере Top100" их зарегистрировано больше 4 тыс. Правда, по поводу самых популярных товаров мнения экспертов резко расходятся. Как заявил аналитик "Рамблера" Леонид Делицын, "больше всего посетителей у автомобильных (18%) и интернет-магазинов электроники и бытовой техники (17%)". А магазины, торгующие мобильниками, книгами и мультимедиа, по данным "Рамблера",-- аутсайдеры рынка. При этом в компании SpyLOG считают, что именно книги -- самый популярный товар, а вслед за ними идут музыкальные товары, сотовые телефоны и компьютеры. Хотя по данным того же SpyLOG, по числу сайтов явно лидирует электроника, компьютеры и сотовая связь. Это подтверждает и статистика "Рамблера" -- среди самых посещаемых интернет-магазинов -- техно-киты: Foto.ru, M-video.ru, Porta.ru и Sotino.ru, собирающие в месяц около 20 тыс. посетителей.
Больше всего покупают москвичи -- по статистике "Яндекс.Маркет" на них приходится 64% всех онлайн-покупок, а на все остальные регионы -- всего 36%. В компании Spylog подтверждают доминирование рынка крупных городов, но отдают ему не 64%, а 46,7% для Москвы и 10,6% для Санкт-Петербурга. При этом региональные рынки растут очень активно. Эксперты из "Яндекс.Маркет" говорят, что некоторые категории товаров регионы покупают очень хорошо. "Это книги и техника, которые иногда просто невозможно достать в обычных магазинах небольших городов",-- сказал Илья Положинцев.
Самый большой сегмент покупателей (18%) тратит в интернет-магазинах от $100 до $200. Впрочем, тех, кто платит от $50 до $100, не намного меньше -- 17,9%. Тех, кто тратит меньше $20 и больше $500, гораздо меньше -12% и 9% соответственно.
Что особенно привлекает покупателей интернет-магазинов, так это возможность купить товар раза в полтора дешевле, чем в обычном магазине. Ведь интернет-магазинам не надо арендовать торговые и складские помещения и платить зарплату продавцам. Значит и инвестиции в электронную торговлю на порядок меньше, чем в обычный магазин. Поэтому интернет-магазины могут позволить себе продавать товар по очень привлекательной цене. Участники рынка говорят, что на создание полноценного интернет-магазина необходимо не менее $1 млн. Но можно обойтись и суммой в тысячу раз меньшей, не тратясь на логистику и склад. Достаточно купить компьютер и подключить его к Сети. Правда, при отсутствии собственного склада продавец вынужден заказывать товар у оптовиков, а те, в свою очередь, далеко не всегда могут предоставить нужный товар, обещая достать его через сутки -- трое. Тогда интернет-магазину приходится аннулировать заказ или требовать предоплату. Разумеется, никакой экспресс-доставки товара за полдня в такой ситуации быть не может. Хорошо, если товар привезут через день, два или три. Но, по статистике, количество недовезенного до адресата товара с прошлого года если и уменьшилось, то совсем незначительно. Игроки на рынке говорят, что пятая часть всех заказов, сделанных в онлайне, так и не доедет до места назначения. Обычное дело, когда заказанного товара нет на складе или вместо трех часов его везут тринадцать. Счастье, если привезут вещь того размера, цвета и фактуры, которая была выбрана по фотографии на сайте. К тому же могут предложить и "адекватную" замену. Это главная беда интернет-магазинов -- невозможность потрогать руками понравившийся товар. Именно это стало камнем преткновения для бизнеса магазинов, торгующих продуктами питания, которых в зоне.ру не наберется и полсотни. Аналитик Борис Овчинников из J&P вообще считает, что продуктовый интернет-бизнес в России фактически умер. Статистика Rambler это подтверждает -- в категории "Продукты питания" (Top100) лидируют магазины, продающие воду и пиццу.


Деловая газета "Бизнес"