27.12.2004

Bata решила торговать сама. Канадский производитель обуви купил своего российского франчайзи



Николай Борисов
Елена Виноградова

Одна из крупнейших мировых обувных сетей, канадская Bata, будет работать на российском рынке самостоятельно. Как стало известно “Ведомостям”, компания выкупила у владельцев своего российского франчайзи компанию Al Miro. Это первый пример прямого выхода на российский рынок столь крупной международной обувной компании.


Bata Limited – частная компания, основанная в 1894 г. чешским обувщиком Томасом Бата. Его сын, бежавший из Чехии от нацистской оккупации, перенес штаб-квартиру компании в канадский Торонто. Bata владеет 4700 магазинами в 68 странах мира (из них более 700 – франчайзинговые) и продает 1 млн пар обуви в день. При этом весь объем российского обувного рынка оценивается в 200–220 млн пар в год. Оборот и доходы компании не разглашаются.

Bata уже работала в России — с 1994 по 1998 г. компания открыла в Москве 23 магазина. Но после кризиса проект был свернут из-за неблагоприятной ситуации в стране. С 2003 г. магазины Bata опять появились в стране — ее франчайзи, компания Al Miro, открыл в Москве четыре магазина. Вчера Фабио Тронкетти, управляющий директор европейской штаб-квартиры Bata, рассказал “Ведомостям”, что в ноябре 2004 г. Bata купила Al Miro, обладавшую эксклюзивными правами на открытие магазинов Bata в России. Al Miro была основана двумя российскими предпринимателями — Владимиром Усачевым и Алексеем Климашиным. Усачев подтвердил факт сделки, отметив, что он и его партнер изначально планировали продать долю в Al Miro компании Bata.

На базе Al Miro уже создана компания “Компрус”, которая на 100% принадлежит итальянской Compar, “дочке” канадской Bata, рассказал Тронкетти. Компания обошлась покупателю в 850 000 евро, уточнила гендиректор “Компруса” Светлана Чуйко.

Канадская компания намерена расширить свое присутствие на российском рынке. До 2007 г. “Компрус” планирует открыть не менее 13 магазинов Bata, преимущественно в Москве и Петербурге. Параллельно планируется продавать франшизу. Чуйко рассчитывает, что уже в 2005 г. объем продаж в собственных магазинах Bata составит 3,5 млн евро, а к концу 2007 г. — не менее 11 млн евро.

Самостоятельный выход Bata на российский рынок позволил убрать 30%-ную розничную наценку, которую раньше устанавливал франчайзи, объясняет Чуйко. Теперь, по ее словам, “обувь Bata в Москве стоит столько же, сколько в Италии”, — около 60 евро за пару.

Пока успехи Bata на российском рынке и ее планы выглядят довольно скромными на фоне показателей крупнейших отечественных компаний (так, у холдинга “Эконика” — примерно 100 магазинов, оборот в $2003 г. составил около $30 млн).

Однако российские обувщики признают, что приход Bata — значительное событие для отечественного рынка. “Это первый столь сильный мировой игрок, который начинает работать в России без посредников”, — уверяет Анастасия Татулова, директор по маркетингу ТД “Белка” (марка обуви Ralf Ringer). При этом, считает она, у Bata хорошие шансы создать в России крупную торговую сеть благодаря хорошему качеству и ассортименту своей продукции, так как в России немного компаний, продающих качественную обувь по $70-80 за пару и Bata может привлечь внимание конкурентов и покупателей к этому сегменту.

По мнению гендиректора Национального обувного союза Натальи Демидовой, Bata, устанавливая собственную ценовую и маркетинговую политику, может получить серьезное преимущество перед другими иностранными компаниями. Правда, считает Демидова, невысокие цены Bata будет держать только на первом этапе своего развития в России, а потом “их подравняет рынок”.



логотип Bata


Ведомости