"Скай Линк" пока отстает по темпам привлечения абонентовЮлия Белоус Амбициозный сотовый оператор Скай Линк, строящий общероссийскую сеть стандарта CDMA-450, пока не оправдывает ожиданий рынка. За полтора года существования компания подключила 135 000 абонентов, тогда как в России уже почти 70 млн пользователей сотовой связи.
Скай Линк владеет пакетами в компаниях Дельта Телеком, МСС, Персональные коммуникации (торговая марка Сонет) и около 50 региональных операторов стандарта NMT-450, имеющих лицензию на CDMA-450. Лицензионная зона компании покрывает до 80% территории России. Сейчас сети Скай Линка работают в Москве, Петербурге, Пскове, Ижевске, Твери, Великом Новгороде, Мурманске. Построены сети и еще в 11 российских городах. Однако аналитики считают маркетинговые успехи довольно скромными. В отличие от сотового рынка в целом, темпы роста абонентской базы CDMA-450 не соответствуют даже самым пессимистичным прогнозам, считает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. Пока компании не удалось выполнить свои собственные планы по привлечению абонентов. В мае в интервью Ведомостям Владимир Костров, бывший тогда гендиректором Скай Линка, сказал, что на конец 2004 г. у компании будет около 200 000 абонентов. Однако, по словам нынешнего генерального директора Скай Линка Раисы Розиновой, сейчас у компании 135 000 абонентов. Розинова затруднилась сказать, чем вызвано такое расхождение между намеченными и реально достигнутыми цифрами. По ее мнению, в этом году компания выполнила все намеченное. Проблема Скай Линка в том, что до сих пор у компании отсутствует четкая стратегия развития, считает Панкратова. Они пока не могут ни определить свою конкретную целевую аудиторию, ни выработать разумную тарифную политику, говорит Панкратова. По ее мнению, такая неопределенность во многом связана с частой сменой руководства: Розинова уже третий гендиректор Скай Линка за последний год. В самом Скай Линке считают, что основные проблемы сейчас исходят не от центра, а от регионов. По словам Розиновой, почти у всех купленных местных NMT-активов есть существенные задолженности, которые продолжают расти. К тому же в этих компаниях остро стоит кадровый вопрос. Большинство талантливых сотрудников давно ушли из них к GSM-операторам, сетует Розинова. Конечно, "Скай Линк" сейчас, как всякая начинающая компания, испытывает сложности и с руководящей, и с организационной структурой, но проблемы с привлечением абонентов вызваны не только этим, говорит аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. Дело в том, что компания позиционирует свои услуги под лозунгом "отличная связь для VIP-клиентов", между тем как ничего этого в реальности нет, считает Погребинский. По его мнению, чтобы проект действительно начал приносить отдачу, необходимо проводить более агрессивную маркетинговую политику, расширять покрытие сети, увеличивать количество и качество предлагаемых CDMA-телефонов. А аналитик J`son & Partners Елена Полукарова добавляет, что развитие Скай Линка тормозится из-за того, что пока телефоном этой компании можно пользоваться только внутри России зарубежного роуминга у Скай Линка нет. В Россвязи проблемы Скай Линка видят в том, что у компании пока нет качественного и интересного контента, которым можно было бы привлечь абонентов. По словам замруководителя Россвязи Андрея Бескоровайного, предоставления лишь высокоскоростного доступа в Интернет недостаточно, чтобы говорить о качественно новых услугах. Руководство Скай Линка уверено, что в следующем году большинство из проблем компании будут решены. По словам Розиновой, в этом году инвестиции в развитие Скай Линка составили $80 млн, в 2005 г. эта цифра увеличится в несколько раз. В результате покрытие сети будет существенно расширено. В Москве и Петербурге будет запущена технология EV-DO, позволяющая увеличить скорость мобильного Интернета. Для продвижения контент-услуг будет внедрена специальная платформа BREW. Проблема работы Скай Линка в зарубежных сетях будет решена при помощи так называемого пластикового роуминга. По словам Розиновой, возрастет и количество CDMA-аппаратов, поставляемых в Россию, причем многие из них будут рассчитаны именно на бизнес-сегмент. Следующий год станет переломным для "Скай Линка": он или начнет нормально работать, или уйдет с рынка, считает Панкратова. Правда, она подчеркивает, что даже при успешном развитии доля Скай Линка на российском рынке сотовой связи все равно будет достаточно небольшой. По мнению Панкратовой, к 2007 г. количество абонентов CDMA-450 может составить около 1 млн человек. Ведомости |
|||