"GM-АвтоВАЗ" меняет управлениеКак стало известно Ъ, внеочередное собрание акционеров СП "GM-АвтоВАЗ" отправило в отставку Джона Милонаса, гендиректора предприятия, возглавлявшего СП с его основания в 2001 году. С 31 января место главы "GM-АвтоВАЗ" займет представитель гонконгской штаб-квартиры General Motors. Официальной причиной отставки господина Милонаса является его пенсионный возраст, однако не исключено, что свою роль сыграли маркетинговые просчеты управляющей команды СП. СП "General Motors–АвтоВАЗ" создано в 2001 году при участии концерна General Motors, ОАО АвтоВАЗ (им принадлежит по 41,5% акций) и ЕБРР (17%). Общий объем инвестиций в проект – $332 млн. С сентября 2002 года СП собирает внедорожник Chevrolet Niva, сделанный в основном из вазовских деталей. В 2003 году выпущено 25 235 этих машин (продано 21 759), за 9 месяцев 2004 года – 37,9 тыс. (продано 38 073). С сентября СП собрало пилотную партию Chevrolet Viva – слегка измененного Opel Astra предыдущего поколения. Слухи об уходе Джона Милонаса с поста гендиректора СП "GM-АвтоВАЗ" ходили уже несколько месяцев. Официально готовящуюся отставку руководство СП не комментировало. Но, как удалось выяснить Ъ, в пятницу собрание акционеров одобрило смену руководства "GM-АвтоВАЗ". Представитель европейского офиса GM Рудигер Ассьон заявил Ъ, что из-за начавшихся рождественских каникул он "не в курсе событий". Однако информацию об итогах пятничного собрания подтвердили в дирекции по связям с общественностью АвтоВАЗа. Как сообщила советник председателя совета директоров АвтоВАЗа Елена Чернова, инициатива отставки Джона Милонаса принадлежит GM, и АвтоВАЗ ее поддержал. По предложению американской стороны был назначен новый глава СП – сотрудник штаб-квартиры GM в Гонконге господин Свандо. Скорее всего, официальной причиной прекращения контракта с Джоном Милонасом будет объявлено достижение им пенсионного возраста – 65 лет. Однако за два года работы СП можно найти минимум два серьезных просчета его управленческой команды. Первый касается ценовой политики на Chevrolet Niva. В начале прошлого года внедорожник в базовой версии стоил $8 тыс., а с 1 октября 2003 года автомобиль стал стоить €8,5 тыс. Спрос на него резко упал, и у дилеров началось затоваривание складов. В прошлом декабре цену на Chevrolet Niva зафиксировали в рублях (288 888 руб.), но это уже не помогло: из 25 235 машин, собранных в 2003 году, непроданными остались 3476. В итоге был скорректирован и план на этот год: вместо 60 тыс. машин выпущено 50 тыс. Кроме того, в октябре прошлого года Джон Милонас объявил, что в середине этого года начнется выпуск экспортной версии Chevrolet Niva с двигателем Opel, коробкой передач Aisin, кондиционером, подушками безопасности и ABS. Сначала планировалось выпустить в этом году 15 тыс. экспортных Chevrolet Niva, затем план сократили до 4 тыс., на деле же СП приступило к их выпуску только осенью. Более того, экспорт внедорожников теперь под вопросом: в начале декабря директор по связям с общественностью GM Daewoo Europe Ханс Петер Ризер сообщил Ъ, что из-за проблем с качеством Niva вопрос о включении ее в линейку моделей Chevrolet, продающихся в странах Европы, пока остается открытым. ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА, АЛЕКСАНДРА Ъ-СИМОНЕНКО КоммерсантЪ |