14.01.2005

Сотовые операторы сбились со счета. Аналитики не верят их данным о числе абонентов



Опубликованные в среду результаты работы российских сотовых компаний за прошлый год (см. вчерашний Ъ) спровоцировали громкий скандал на рынке. Авторитетное агентство ACM-Consulting, комментируя результаты, заявило о несоответствии заявленных операторами результатов реальным. В качестве примера приводится система подсчета абонентов "Вымпелкома", которая, по мнению ACM, позволяет компании на протяжении года учитывать отключившихся абонентов как действующих. В "Вымпелкоме" выводы ACM опровергают, однако аналитики рынка связи уже заявили, что споры о реальных величинах абонентских баз сильно затрудняют оценки перспектив российского сотового рынка.

Искусственное раздувание абонентских баз сотовых компаний в последние месяцы стало часто обсуждаемой темой. Возникла она на фоне обострившейся конкуренции крупнейших игроков рынка – МТС и "Вымпелкома", количественный разрыв между которыми в канун Нового года сократился до нескольких сот тысяч абонентов. О возможных преувеличениях в итоговых цифрах говорят и в самих компаниях. Например, первый вице-президент "Вымпелкома" Николай Прянишников, комментируя итоги подключений в декабре прошлого года, сказал, что, "когда более 6% населения страны становятся абонентами за один месяц, такие результаты 'вызывают вопросы'". В офисе сотовой компании "Мегафон" прямо заявляют, что из объявляемых компаниями цифр абонентов в масштабах страны можно смело вычесть 20-25%. Это значит, что суммарная абонентская база в 73,8 млн, заявленная сотовыми компаниями по итогам 2004 года, может сократиться до 55 млн.

Вопросы о корректности подсчетов возникли и у аналитиков. Эксперты ACM-Consulting, в частности, считают, что в Московском регионе разница между реальным количеством пользователей и публикуемыми операторами цифрами составляет как минимум 22%. В компании иллюстрируют свои выводы следующим примером: "МТС, например, перестает учитывать своих препейд-абонентов в следующих случаях: если их баланс равен $0 или ниже в течение 183 дней; пользователь не осуществил ни одну трансакцию, которая привела бы к списанию денег со счета в течение 183 дней. 'Вымпелком' придерживается схожей политики учета абонентов с одним небольшим отличием: в случае, если не происходило движения денег на счете, однако баланс оставался положительным, пользователь будет сперва заблокирован по истечении 180 дней, а затем исключен из абонентской базы по прошествии еще 180 дней". Иными словами, эксперты ACM утверждают, что абоненты "Вымпелкома" могут оставаться в базе в два раза дольше, чем абоненты МТС.

В МТС заявили, что знают о разнице систем подсчета действующих абонентов. "Такая политика учета абонентов, как у 'Вымпелкома', ведет к искусственному раздуванию абонентской базы,– заявил директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский.– Наша компания является лидером рынка, и у нас нет необходимости заниматься приписками".

В то же время в "Вымпелкоме" выкладки ACM опровергают. "В течение 360 дней в нашей абонентской базе могут учитываться лишь отдельные группы препейд-абонентов,– указывает директор по связям с общественностью 'Вымпелкома' Михаил Умаров.– Это пользователи, подключившиеся к препейд-тарифам с неограниченным сроком действия платежа, которых мы просто обязаны сохранять в абонентской базе с положительным балансом по условиям тарифа. Кстати, такие абоненты составляют лишь 5% в объеме оттока SIM-карт, и поэтому нельзя говорить, что эта группа существенно влияет на размер нашей абонентской базы".

Телекоммуникационные аналитики указывают, что уточнение данных по количеству абонентов может привести и к пересмотру перспектив развития рынка, которые во многом опираются на заявления сотовых операторов. "Есть общепризнанное правило коррекции данных, которые публикуют сотовые компании,– указывает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова.– В масштабах России мы обычно корректируем операторов, снижая их цифры на 10%. Для развитых рынков, таких, как Москва или Санкт-Петербург, 'фактор коррекции' может быть выше – 20-25%".

ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ, ИВАН Ъ-ЧЕБЕРКО

КоммерсантЪ