Больше бытовухиАнна Дорофеева Бытовую технику в России, как показал 2004 год, покупают все активнее. По прогнозам участников рынка, прирост объемов продаж по итогам года составит 25-30%, и это на фоне рекордных предыдущих двух лет, когда показатели были еще выше. А главной проблемой остается контрабанда, в первую очередь – мобильников. Объем российского рынка бытовой техники (с учетом компьютерной) за последние пятнадцать лет увеличился примерно в 15 раз – с $1 млрд в 1990 году до $14-15 млрд. Спада продаж в этом сегменте не ожидается, ведь технологии обновляются все стремительнее, а российские граждане уже включились в гонку за самым передовым. Правда, победное шествие цифровой техники вызывает беспокойство чиновников и крупных игроков рынка, так как чем более компактными становятся приборы, тем проще ввозить их в страну нелегально, в обход таможни. Так, мобильные телефоны на 90% прибывают в Россию контрабандным путем. Спрос на бытовую технику в Москве и регионах России постепенно выравнивается, уверяют эксперты. А где-то даже и превышает столичный спрос. Институт маркетинговых исследований «GFK Русь» провел исследование в этой сфере и на примере крупной бытовой техники, в частности – микроволновых печей, отследил, что жители регионов не только догнали почти москвичей по частоте покупок, но и перегнали. Сейчас в регионах спрос на микроволновки выше, чем в столице, тогда как в 2002 году был практически втрое меньше, чем в Москве. Регионы наверстывают упущенное. Аналогичная ситуация и с прочими видами бытовой техники. Эксперты прогнозируют, что аналогичная ситуация сохранится и в будущем году. Потери от серого экспорта несут не только легальные продавцы, но и бюджет страны. Решить проблему можно только с помощью новых мер госрегулирования, уверены на рынке. Попытка была предпринята: еще в прошлом году таможенники совместно с «РАТЭК» (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники) начали работать над приказом о декларировании товаров на основе инвойса от производителя. Но административная реформа на полгода заморозила работу над документом, так что пока действует старая форма, оставляющая достаточно лазеек для любителей половчить. Именно контрабандный ввоз техники большинство опрошенных «Газетой.Ru» участников рынка, называют основной проблемой 2004 года, разрешение которой поможет уладить 90% остальных. Несмотря на поток контрабанды и прочие трудности, в течение последних лет рынок бытовой техники сделал мощный рывок вперед. В 2002 году прирост составил примерно 30%, а в 2003 – более 40%. Причем прирост наблюдается по всем видам бытовой техники, от холодильников и швейных машин до компьютеров и мобильников. В первом полугодии 2004 года рост составил 25% – 30% относительно того же периода предыдущего года. Итоги в целом по 2004 году станут известны в феврале-марте 2005 года, но, по мнению участников рынка, показатель не превысит 30%, так как наметилась некая стабилизация. Общий же объем рынка в 2003 году составил 7 млрд рублей, по 2004 году, предварительно, объем составит более 8 млрд. В денежном выражении рост рынка в 2002 году достиг 38%, а в 2003 – более 50% Выходит, что россияне стали тратить на технику в 1,5 раза больше денег. Правда, 2004 год, по прогнозам специалистов, покажет, скорее всего, цифры более скромные – 35%. Основной причиной бурного развития рынка стал рост доходов населения. Кроме того, эксперты говорят о продолжающейся замене старой техники десятилетней давности и старше. В основном это касается крупногабаритной бытовой техники, такой как холодильники или стиральные машины, у мелкой срок службы совсем невелик, ее меняют раз в два-три года. Аудио- и видеотехника служит несравнимо дольше, но быстро технологически устаревает, что также убеждает потребителей чаще ее менять. За 2004 год произошли серьезные изменения в дистрибуции бытовой техники. Магазины сетевой торговли выходят на первый план. Хотя пока и велико количество мелких независимых магазинов. И тем не менее, за последние годы товарооборот магазинов сетевой торговли превысил 50%, то есть вырос почти в два раза по сравнению с прошлым годом. Директор по маркетингу компании «Голдер-Электроникс» (бренд Vitek) Тамара Танатарова также говорит о больших изменениях на российском рынке бытовой техники. Эксперт считает, что «благодаря» усилиям отечественных маркетологов, россияне теряют интерес к продукции, становятся пресыщенными и усталыми, утрачивают способность к принятию решений. Получается, что цена товара уже не является основным фактором при выборе продукта, важна яркая и необычная реклама. У покупателя сейчас столько возможностей выбора, что ошибки в продвижении техники для компаний просто недопустимы. Правильное позиционирование и понимание своего потребителя для компаний, производящих и продающих бытовую технику, вышло на первое место. Помимо продавцов на рынках, сетевиков теснят также продавцы техники через интернет. Настолько, что ими уже заинтересовались фирмы-производители. Начальник отдела электронного бизнеса компании «М.Видео» Андрей Верещагин заявил «Газете.Ru», что продажи «М.Видео» через интернет меньше, чем в обычных магазинах, но растут гораздо быстрее. Они удваиваются ежегодно и делают интернет-магазины одним из самых быстрорастущих каналов сбыта. Верещагин также отметил, что активнее всего продаются товары быстрорастущих сегментов, например цифровая техника. Следовательно, можно сделать вывод, что интернет используют наиболее социально активные покупатели. Газета.RU |