Московским рекламистам дадут до семи летВ конце прошлой недели было опубликовано постановление столичного правительства #895 "О мерах по развитию рекламы и информации в городе Москве". Документ определяет новые правила игры на московском рынке наружной рекламы. В нем описана схема заключения договоров на право аренды мест под рекламоносители, которая призвана уравнять в правах всех участников этого рынка. Сами операторы оценивают постановление как шаг вперед, однако сожалеют, что в документе нет ответа на главный вопрос -- о принципах оплаты мест под рекламу. Еще в марте прошлого года московские власти объявили, что переходят к аукционной системе распределения мест под рекламоносители в городе. В ближайшие годы на аукцион должны были быть выставлены все существующие в Москве рекламоносители. Участники рынка единодушно выступили против этой идеи, заявив, что аукционы лишат их бизнеса: они решили, что может повториться ситуация, когда на аналогичных аукционах по земельным участкам под жилищное строительство победили не традиционные застройщики, а компании, которые смогли предложить более выгодные финансовые условия. В итоге в июне вице-мэр Москвы Валерий Шанцев заявил, что городские власти отказываются от идеи проведения аукционов на места под рекламные щиты. Тогда же вице-мэр пообещал ликвидировать разделение операторов московского рынка наружной рекламы на "однолетников" и "долгосрочников". Разделение на эти группы появилось в 2000 году, когда городские власти стали заключать пятилетние договоры аренды с теми операторами рынка наружной рекламы, кто мог заплатить единовременно от $0,5 млн до $1 млн в зависимости от количества оплачиваемых мест. Из нескольких сотен фирм, работавших на столичном рынке "наружки", в разряд "долгосрочников" смогла перейти лишь десятка крупнейших операторов. Кампания по заключению пятилетних договоров носила разовый характер -- с тех пор новых долгосрочных договоров комитет рекламы не заключал. По итогам кампании, "долгосрочники" и "однолетники" оказались в неравных условиях: "однолетники" были вынуждены каждый год при перезаключении договора заново оформлять многочисленные разрешительные документы на каждый носитель, тогда как "долгосрочники" не должны были этого делать. В опубликованном постановлении "О мерах по развитию рекламы и информации в Москве" практика долгосрочных контрактов вновь легализована. Сначала "однолетникам" будет предложено заключить с городом двухгодичные договоры сроком до конца 2006 года. Затем им, а также "долгосрочникам", у которых к тому времени истечет срок действия старых договоров, предложат подписать с городом новые договоры на право аренды рекламных мест на срок до семи лет, то есть до 2013 года. С кем и на какой срок заключать новые договоры, будет решать специальная комиссия, созданная в соответствии с этим же постановлением. Основными критериями отбора станут отсутствие у компании задолженностей перед городом и нарушений рекламного законодательства. Утверждение состава этой комиссии, по информации Ъ, задержало выход постановления. В состав комиссии стремились попасть все мало-мальски заинтересованные структуры. В результате комиссию составили из представителей 16 ведомств и организаций: среди них комитет рекламы, Москомархитектура, Московская торгово-промышленная палата, Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ), ГИБДД, департаменты экономической политики и жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города правительства Москвы, а также управление координации деятельности комплекса социальной сферы города Москвы. Кроме того, в работе комиссии участвуют пять профессиональных объединений рекламистов. Участники рынка называют новое постановление прогрессивным. "Это давно ожидаемый документ, который наконец-то ставит всех операторов в равные условия",-- говорит Владимир Пантюхин, заместитель гендиректора компании "Вершина". "Постановление получилось проработанным, учитывающим интересы всех участников рынка",-- считает гендиректор компании News Outdoor-Russia Сергей Железняк. Хотя операторы дают новому постановлению положительные оценки, ответа на основной вопрос, волнующий всех участников рынка, оно не дает. Вопрос в том, как определять цену, которую компаниям придется платить за заключение новых договоров -- сначала двухлетних, а затем семилетних? Комитет рекламы должен до конца января внести в правительство Москвы предложения по размеру оплаты за право размещения средств наружной рекламы и информации по долгосрочным договорам. Мало кто сомневается, что "ценовой вопрос" будет обсуждаться долго и болезненно. "Мы уже дважды собирались с 'долгосрочниками' и 'однолетниками' по этому поводу,-- говорит председатель комитета рекламы Владимир Макаров.-- Обе группы операторов занимают принципиально разные позиции". ТИМУР БОРДЮГ КоммерсантЪ |