"Союзплодоимпорт" пошел за коньяком. С производителей требуют уплату роялтиВслед за участниками водочного рынка и рынка игристых вин федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" предприняло атаку на производителей коньячной продукции. В начале этого года ФКП договорилось со столичным заводом КиН о выплате этим предприятием роялти за выпуск лидирующего на рынке коньяка "Московский". По информации Ъ, это соглашение – лишь первый шаг в программе ФКП по освоению коньячного рынка РФ, объем которого оценивается в $1 млрд. ОАО "Московский винно-коньячный завод КиН" основано в 1940 году и в настоящее время является крупнейшим производителем коньяка на территории РФ. По итогам 2004 года, заводом произведено около 1 млн дал продукции, оборот предприятия составил 2,4 млрд руб. 60% производства предприятия приходится на коньяк "Московский", выпуск которого был развернут в 1996 году. КиН несколько раз пытался зарегистрировать товарный знак "Московский", однако неизменно получал отказ в "Роспатенте" (сейчас – Федеральная служба по интеллектуальной собственности). ФКП же с этой проблемой справилось достаточно быстро. Свидетельство о регистрации товарного знака "Московский" ФКП получило еще в начале зимы. Основанием для регистрации стали права "Союзплодоимпорта" на водочный товарный знак Moskovskaya – он зарегистрирован за ФКП в 33-м классе (алкогольные напитки). После этого представители ФКП обратились на КиН с предложением заключить лицензионный договор и отчислять роялти. Его размер не раскрывается, однако известно, что производители водки платят "Союзплодоимпорту" порядка 1 руб. с литра. Владельцы коньячного предприятия с этим предложением вынуждены были согласиться. В результате в начале зимы эксклюзивный дистрибутор водок Moskovskaya и Stolychnaya – компания "Алкомир" – подписала сублицензионный договор с КиНом на продажу коньяка "Московский". В самом "Алкомире" от комментариев воздержались. Однако председатель совета директоров КиНа Армен Еганян подтвердил факт подписания соглашения. По его словам, договор с ФКП и "Алкомиром" действует с начала этого года. "Соглашение предусматривает предоставление нам эксклюзивных прав на выпуск коньяка под торговой маркой 'Московский' и рассчитано на все время, пока права на эту торговую марку переданы 'Алкомиру' (до 2014 года.–Ъ)",– заявил господин Еганян. Впрочем, глава ФКП Владимир Логинов отметил, что соглашение пока подписано сроком на один год, однако уже сейчас стороны ведут переговоры о его пролонгации. "У КиНа качественная продукция, и мы вполне удовлетворены работой предприятия",– отметил глава ФКП. С подписанием этого соглашения ФКП получило контроль за весьма существенной долей коньячного рынка, общий объем которого оценивается в $0,9-1 млрд. По данным исследовательской компании "Бизнес-аналитика", доля "Московского" на рынке России в стоимостном выражении составляет 17,6%. Ближайший преследователь, брэнд "Арарат" Ереванского коньячного завода, отстает почти вдвое – 9,2%. Третье, четвертое и пятое место с минимальным разрывом занимают коньяк петербургского завода "Дагвино" (3,9%), Kvint Тираспольского завода (3,7%) и коньяк Кизлярского завода (3,5%). В ФКП заявляют, что на "Московском" останавливаться не намерены. По словам господина Логинова, ФКП на днях получило свидетельство о регистрации товарного знака "Юбилейный" (как и в случае с "Московским", ФКП является владельцем водочного брэнда "Юбилейная") и уже "начало работу" с коньячными предприятиями, использующими этот товарный знак,– всего их более десятка. Участники рынка отмечают последовательность действий ФКП и считают, что в будущем государство намерено поставить под контроль производство всего алкоголя. "Судя по последним действиям, ФКП только начинает процесс огосударствления всех алкогольных марок. Когда 'Союзплодоимпорт' занимался национализацией советских водочных брэндов – это было еще логично. Что же касается национализации словесных обозначений, то это совершенно новая стратегия. По такой логике половина толкового словаря Даля будет скоро зарегистрирована за ФКП",– поделился с Ъ своими опасениями глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. ДМИТРИЙ Ъ-ДОБРОВ, РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ КоммерсантЪ |