18.01.2005

Аграрное наступление. Мировые гиганты присматриваются к российскому сельскому хозяйству



Ринат Сагдиев

Наступивший год может стать переломным для российской агропромышленной отрасли. Участники рынка ожидают активных действий от пришедших на наш рынок международных гигантов с оборотами, на порядки превышающими масштабы бизнеса нынешних лидеров рынка.

Вкладывать серьезные деньги в российское сельское хозяйство местные компании начали еще в 2000 г. Первопроходцами стали экс-совладелец Стойленского ГОКа Федор Клюка и основатель холдинга “Металлоинвест” Борис Иванишвили, создавшие в Белгородской области холдинг “Стойленская нива”. Чуть позже действующие в интересах акционеров “Сибнефти” компании купили агрохолдинг “Омский бекон”, свинокомплекс “Ильиногорский”, 10 птицефабрик и подмосковное сельхозпредприятие “Матвеевское”, “Интеррос” вложил $100 млн в холдинг “Агрос”. Затем сельским хозяйством занялись калининградское автосборочное предприятие “Автотор”, казанский производитель пива “Красный Восток”, Национальный резервный банк, совладельцы “Вимм-Билль-Данна” Давид Якобашвили и Гавриил Юшваев. А бывший совладелец “Лис'С” и группы “Премьер СВ” Сергей Лисовский построил в Подмосковье птицеводческий комплекс “Моссельпром”.

Но сельскому хозяйству нужны гораздо большие деньги. Замдиректора компании “Доминант” Сергей Миронов оценивает необходимый объем инвестиций в десятки миллиардов долларов в год. “У российских компаний таких денег нет, наши инвестиции можно назвать экспериментальными”, — отмечает Миронов, добавляя, что из-за быстрой оборачиваемости средств он считает село наиболее привлекательной для инвесторов отраслью после нефтянки.

В прошлом году дело сдвинулось с мертвой точки: на российский агропром пришли западные гиганты. Их активность в новом году, по мнению экспертов, заметно возрастет.

Первым из крупных иностранных инвесторов стал швейцарский трейдер Glencore с оборотом свыше $40 млрд. Прошлой весной он создал дочернюю Международную зерновую компанию (МЗК), в которую переманил команду менеджеров из “Агроса” во главе с управляющим директором бизнес-блока “Зерно” Юрием Огневым. По словам Огнева, Glencore готова потратить на покупку элеваторов и создание экспортной инфраструктуры до $100 млн. По данным гендиректора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной, в этом году МЗК может завершить покупку элеваторов в Волгоградской области и Ростовского комбината хлебопродуктов. В МЗК и компании “Альфа-Эко” (владеет Ростовским КХП) эту информацию не комментируют, но факт переговоров с “Альфа-Эко” представитель МЗК на условиях анонимности подтвердил.

Вслед за Glencore российскими элеваторами заинтересовалась французская группа Louis Dreyfus с годовой выручкой более $20 млрд. В августе 2004 г. входящая в группу компания Sungrain Holding создала с “Агросом” СП “Русская элеваторная компания” (“РусЭлКо”), в которое французы передали два своих российских элеватора, а “Агрос” — 10.

Одновременно с Glencore и Louis Dreyfus на Россию обратил внимание крупнейший в мире производитель растительного масла и зерновой трейдер Bunge (оборот $22 млрд). Прошлым летом он за $10 млн приобрел зерновой терминал в Ростове-на-Дону, и купил за $20 млн у аргентинской Molinos права на продажу в России и СНГ масла Ideal.

Производители растительного масла, майонеза и маргарина ожидают в 2005 г. активных действий американских корпораций Bunge и Cargill. Топ-менеджеры масложировых компаний уверены, что Bunge станет или уже стала акционером белгородской группы “ЭФКО”, а Cargill летом провела переговоры о совместном ведении масложирового бизнеса с группой “Русагро”. В “ЭФКО”, “Русагро”, Bunge и Cargill эту информацию не комментируют. В 2004 г. Cargill начала производство на армавирском заводе “Бакар” подсолнечного масла “Санни Голд”. Несколько топ-менеджеров российских агрокомпаний считают это тестированием рынка перед покупкой производственных активов. В ноябре о переговорах о продаже масложирового подразделения с “крупными зарубежными компаниями” заявила группа “ОГО”.

Российским зерновым рынком заинтересовался и крупнейший мировой производитель макарон — итальянская Barilla (оборот $5,5 млрд). В конце года компания Produttori Sementi, которая выводит новые сорта злаков для Barilla, договорилась с администрацией Воронежской области о выращивании твердых сортов пшеницы. Представители Produttori Sementi и на этот раз действуют в интересах Barilla, которая намерена импортировать российское зерно в Италию. Теперь логично ожидать прихода Barilla в Россию, рассуждает гендиректор компании “Алтан” Валерий Покорняк.

Крупнейший мировой инвестор в сельское хозяйство Cargill с оборотом в $60 млрд и французский производитель консервов Bonduelle (оборот 1,4 млрд евро) предпочитают строить собственные заводы. Cargill в 2004 г. начала строить в Тульской области производство крахмалопродуктов и солодовню стоимостью по $100 млн. А Bonduelle осенью запустила в Краснодарском крае первую очередь консервного завода, потратив 41 млн евро.

Основной конкурент Bonduelle, французская группа CECAB (оборот 1,4 млрд евро), также ищет площадку в Краснодарском крае. Практически завершенная сделка по покупке консервного комбината “Крымский” осенью была расторгнута, но в администрации Краснодарского края обещают найти CECAB другое производство.

Иностранные гиганты не комментируют свои планы в России, но местные игроки сильно их опасаются. “СЕСАВ и Bonduelle способны похоронить российских производителей консервированного горошка” — так в 2004 г. говорил председатель совета директоров группы компаний “Русское поле” (дистрибьютор овощных консервов) Тигран Телунц. Председатель правления консервного холдинга “ПомидорПром” Максим Протасов ожидает, что иностранцы “зачистят” рынок от “старых убыточных заводов”. Приход западных компаний не приведет к переделу рынка, а сделает его более цивилизованным, настаивает гендиректор “Росхлебопродукта” (входит в группу “Агрос”) Дмитрий Маслов.

“Иностранцы давно изучают возможность инвестирования в аграрный сектор, и наступила пора принимать решение”, — считает директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. По его мнению, мировым корпорациям выгоднее не покупать российские агрохолдинги, а создавать с ними СП, как Louis Dreyfus и “Агрос”. Такое партнерство будет выгодно всем, полагает директор “Русагро-Масло” Вячеслав Китайчик: российские холдинги получат доступ к новым технологиям и дешевым деньгам, а иностранцам пригодится опыт взаимодействия российских компаний с местными администрациями.



Ведомости