"Пушкинская площадь" вошла в метро. Издательский дом установил в подземке 500 газетных автоматовПЕТР МИРОНЕНКО Как стало известно "Бизнесу", московские распространители печатной продукции обошли запрет на торговлю в метро -- издательский дом "Пушкинская площадь" уже установил в подземке более 500 газетных автоматов. Впрочем, участники рынка считают, что проект изначально обречен на неудачу. Торговля в метро была запрещена в сентябре 2004 года, когда мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление "Об использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена". Продавцы печатной продукции (в первую очередь принадлежащий концерну "Система массмедиа" лидер рынка подземной торговли "Наша пресса" и монополист продаж в 25-метровой зоне "Метрополитеновец") потеряли большую часть своего бизнеса. После многочисленных жалоб участников рынка столичные власти разрешили установить в метро сеть специализированных киосков, а право их установки выставили на тендер, который должен состояться до конца февраля. Помимо уже существовавших игроков, о своих претензиях на право заниматься подземной торговлей заявляли "Московский комсомолец", некоммерческое партнерство "Издательская инициатива" (объединяет несколько крупных издательских домов), а также ИД "Пушкинская площадь" (на паях принадлежит правительству Москвы и Банку Москвы). Удачливей других претендентов оказалась "Пушкинская площадь", которая еще до тендера сумела договориться с руководством метрополитена об установке сети автоматов по торговле печатной продукцией. Для этого ИД создал специальное подразделение -- ООО "Газетные автоматы". Как рассказал "Бизнесу" замгендиректора ИД "Пушкинская площадь" Андрей Руцинский, уже сейчас на станциях метро установлено более 500 автоматов. "До конца 2005 года мы планируем довести эту цифру до 1500-2000 тысяч",-- говорит Руцинский. Инвестиций в проект "Пушкинская площадь" не раскрывает, однако, по словам Руцинского, они измеряются "миллионами долларов". Каждый автомат рассчитан на восемь наименований газет, сейчас там представлены "Газета", "Время новостей", "Вечерняя Москва", телегид "Антенна" и еще несколько изданий. В дальнейшем их владельцы рассчитывают довести ассортиментный ряд до 15-20 наименований. "Фактически сейчас наши автоматы заняли место торговцев-"ручников", которых выгнали из метро осенью. Когда проект выйдет на полную мощность, мы планируем предложить выкупить его акции российским издателям",-- говорит Руцинский. По его словам, этим предложением заинтересовались уже несколько крупных ИД. Участников рынка действия "Пушкинской площади" возмутили. "После того как кто-то пролоббировал в правительстве запрет торговли в метро, "Пушкинской площади" дали много денег на газетные автоматы, вот они их и устанавливают",-- говорит гендиректор "Московского комсомольца" Павел Гусев. С ним соглашается еще один, попросивший об анонимности участник рынка. "Изначально акционеры, которые и давали деньги "Пушкинской площади", собирались ставить в метро автоматы с газированной водой, а в довесок обещали поставить газетные. Однако продавать "Колу" им не дали, в итоге пришлось ограничиться прессой". Эксперты сомневаются в перспективности проекта. "Меня не интересует этот проект ни как издателя, ни как распространителя,-- говорит Павел Гусев.-- У их автоматов очень маленькая загрузка и как минимум странный ассортимент". С ним соглашается управляющий директор концерна "Система массмедиа" Сергей Ключенков: "Проект лишен даже минимальной экономической целесообразности". Ключенков напоминает, что аналогичные сети газетных автоматов существуют в Европе: "На Западе газеты дороже в три-четыре раза, но и там газетные автоматы не приносят своим владельцам дохода, обычно это что-то вроде социального придатка в компаниях, устанавливающих автоматы с газированной водой или снэками". Другой точки зрения придерживается гендиректор маркетингового агентства "Медиамарк" Константин Исаков. "Рентабельность газетных автоматов может быть высокой, но все зависит от того, сколько "Пушкинской площади" придется потратить на логистику и по каким ценам они будут закупать прессу в издательских домах",-- считает Исаков. По его предположению, годовой оборот сети из 500 автоматов, может составлять около $45 млн, а маржа "Пушкинской площади" -- до 50%. С ним соглашается коммерческий директор ИД "Коммерсантъ" Павел Филенков. "Мы в свое время просчитывали такой проект, и он по-прежнему для нас интересен. Особенно если учесть, что такие автоматы могут быть и эффективными рекламными носителями". Если "Коммерсанту" поступит предложение купить крупный пакет акций "Газетных автоматов", ИД был бы в нем заинтересован, утверждает Филенков. Деловая газета "Бизнес" |