Independent Media теряет независимость. На контроль над издательским домом претендует SanomaWSOYВ ближайшее время российский издательский дом Independent Media (IM) может сменить владельца. По сведениям Ъ, покупателем контрольного пакета акций IM станет один из крупнейших в Европе медиахолдингов – финский SanomaWSOY. Комментируя сделку, эксперты прогнозируют усиление конкуренции на российском рынке. В состав крупнейшей в Северной Европе финской медиакомпании входят пять подразделений: Sanoma Magazines (издание и распространение журналов), Sanoma (издание газет, в том числе двух крупнейших в Финляндии – Helsingin Sanomat и Ilta-Sanomat, а также деловой Taloussanomat), WSOY (издательский бизнес), SWelcom (электронные СМИ) и Rautakirja (книжные магазины, мелкая торговля, распространение газет). Чистые продажи SanomaWSOY в 2003 году составили €2,4 млрд; операционная прибыль – €202,5 млн. Официально в обеих компаниях не комментируют предстоящую сделку. Вице-президент финского медиахолдинга Райа Кариола заявила корреспонденту Ъ, что "не может комментировать рыночные слухи до официального пресс-релиза, так как акции компании торгуются на бирже". Председатель совета директоров IM Дэрк Сауэр, которого звонок корреспондента Ъ застал на катке, попросил перезвонить через час. Однако в назначенное время к мобильному телефону подошла его секретарша и сообщила, что господин Сауэр "сейчас не доступен". В то же время большинство опрошенных Ъ участников рынка уже слышали о готовящейся сделке и знают об интересе финнов к российскому рынку. "Sanoma три года пытался выйти на российский издательский рынок,– утверждает генеральный директор маркетингового агентства 'Медиамарк' Константин Исаков.– Например, финский холдинг вел переговоры с 'Системой масс-медиа' о приобретении ее издательских активов, а также о создании совместного издательско-полиграфического бизнеса". "Я слышал о том, что такая сделка готовится,– говорит председатель совета директоров 'Ашет Филипачи Шкулев' Виктор Шкулев.– Продажа IM крупному медиахолдингу мне кажется очень логичным шагом. Independent Media – уникальное образование. С одной стороны, он кооперируется с крупными международными издательствами, но в то же время не является частью ни одного из них. И это сдерживало развитие IM". Стоимость всего Independent Media, по оценкам экспертов, составляет более $100 млн. "Это может быть $100-120 млн,– полагает Константин Исаков,– в зависимости от того, перейдут ли к новому собственнику лицензионные договоры IM и в каком объеме". Можно также вспомнить, что в ноябре 2004 года IM выкупил 35% своих акций у медиахолдинга "Проф Медиа" за $45 млн. Independent Media издает газеты The Moscow Times, St. Petersburg Times, "Ведомости", "На Рублевке"; журналы Cosmopolitan, Cosmo Magia, Harper`s Bazaar, "Домашний очаг", Men`s Health, FHM, Yes и ряд других. По оценкам экспертов медиарынка, IM с оборотом около $120 млн является крупнейшим российским издательским домом. Акционерами IM являются частные лица, в том числе председатель совета директоров компании голландец Дэрк Сауэр. Эксперты отмечают, что для финских издателей покупка IM – очень удачный вариант выхода на российский рынок. "Для финнов покупка одного из крупнейших издательских домов в России с крайне сильными позициями на журнальном рынке и одной из сильнейших деловых газет – это, несомненно, стратегический шаг по выходу на российский рынок,– говорит директор по медиаисследованиям компании TNS Gallup Media Руслан Тагиев. С тем, что Sanoma станет запускать в России собственные брэнды, согласны и другие участники рынка. Более того, они предсказывают, что вместе с Sanoma в Россию придут новые технологии издательского бизнеса. "В Финляндии они издают крупнейшую ежедневную общественно-политическую газету Helsingin Sanomat в цвете,– отмечает Константин Исаков,– а это совершенно другие издательские технологии. И если газеты IM – 'Ведомости' и Moscow Times – будут выходить в цвете, это может усилить их позиции на рынке и ускорить переход на цветную печать других российских газет". ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА, АННА Ъ-ВОЛКОВА, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ КоммерсантЪ |