19.01.2005

В пользу богатых меняют ассортимент и торговый формат нижегородские ритейлоры



Павел Миляев

Нижегородский торговый союз и “Саюс”, управляющие сетями так называемых социальных магазинов, отказываются от этого формата. НТС открывает на их месте супермаркеты “Ассорти”, а “Саюс” создает сеть магазинов “У дома”. Участники рынка говорят, что идея магазинов для малообеспеченных изжила себя после отмены для них льгот по арендной плате и из-за появления на рынке современных форматов торговли.


Компания НТС создана в 1992 г. Специализируется на оптовой торговле продуктами питания. Компании принадлежит 15 социальных магазинов “Восток”, “Проспект” в основном в Ленинском районе Нижнего Новгорода, а также продовольственная ярмарка в районе Комсомольской площади. Компания “Саюс” создана в 1994 г., занимается производством, оптовой и розничной торговлей продуктами питания. Компании принадлежит 25 магазинов в Нижегородской области, мельничный комплекс (25 т хлебобулочных изделий в сутки), линия по производству макаронных изделий в Богородске, цех полуфабрикатов в Нижнем Новгороде и молокозавод в Чкаловске (30 т в сутки). По данным компании, розничный оборот составляет $18 млн в год.

Нижегородский торговый союз и “Саюс” создали свои сети магазинов для малообеспеченных, участвуя в городской программе (см. врезку). Но теперь из-за роста покупательной способности населения и отмены льгот по аренде ритейлоры решили уйти в более традиционные торговые форматы. НТС с конца прошлого года начал переоборудовать магазины “Восток” и “Проспект” в супермаркеты “Ассорти”, сообщил “Ведомостям” генеральный директор компании Сергей Михайлин. По его словам, в прошлом году были открыты первые три супермаркета. Для этого компания выкупила у мэрии помещения магазинов и инвестировала в реконструкцию около $500 000 в каждый. Площадь магазинов — от 900 до 2000 кв. м. Новая сеть супермаркетов будет самая большая в Ленинском районе города, утверждает он.

“Саюс” также собирается привлечь в свои магазины более состоятельного клиента. Для этого компания инвестирует около $5 млн в реконструкцию магазинов и меняет ассортимент, добавляя более дорогие продукты, говорит директор компании Александр Бочкарев. Он утверждает, что цены в магазинах останутся прежними — минимум на 10% ниже среднегородских за счет собственного производства части ассортимента. Еще около $1 млн “Саюс” инвестирует в создание сети магазинов “У дома” площадью до 200 кв. м. По словам Бочкарева, в этом формате конкуренция практически отсутствует.

Участники рынка считают, что социальные магазины уже отжили свое. Торговый дом “Народный”, открывший в Автозаводском районе сеть одноименных магазинов, сейчас не позиционирует их как социальные, говорит генеральный директор компании Василий Пушкин. Идея социальных магазинов изжила себя еще четыре года назад и была политической акцией прежней администрации. В этом проекте выиграли лишь компании, приближенные к чиновникам, которые практически за бесценок получали неприватизированные магазины, говорит Пушкин.

С ним согласен и генеральный директор компании “Мясновъ” Владлен Альтшуллер. Формат социальных магазинов не выдержал конкуренции с другими форматами торговли, потому что изначально был более политизирован, нежели экономически оправдан, считает он.


ЗАКАТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Программа городской администрации по созданию социальных магазинов возникла в конце 90-х, при прежнем мэре Нижнего Юрии Лебедеве. Предприниматели в обмен на льготы по аренде муниципальных помещений брали обязательства поддерживать низкий уровень цен на определенный ассортимент товаров. В 2002 г. в Нижнем было около 80 социальных магазинов. Крупнейшие сети: торговый дом “Народный” — 19 магазинов, “Саюс” — 25 и Нижегородский торговый союз — 12. Но после избрания мэром Вадима Булавинова эта социальная программа города была закрыта. Булавинов объяснял свое негативное отношение к программе тем, что большинство социальных магазинов не торгуют по сниженным ценам, многие из них, получив льготы, были перепрофилированы.



Ведомости