В пользу богатых меняют ассортимент и торговый формат нижегородские ритейлорыПавел Миляев Нижегородский торговый союз и Саюс, управляющие сетями так называемых социальных магазинов, отказываются от этого формата. НТС открывает на их месте супермаркеты Ассорти, а Саюс создает сеть магазинов У дома. Участники рынка говорят, что идея магазинов для малообеспеченных изжила себя после отмены для них льгот по арендной плате и из-за появления на рынке современных форматов торговли.
Нижегородский торговый союз и Саюс создали свои сети магазинов для малообеспеченных, участвуя в городской программе (см. врезку). Но теперь из-за роста покупательной способности населения и отмены льгот по аренде ритейлоры решили уйти в более традиционные торговые форматы. НТС с конца прошлого года начал переоборудовать магазины Восток и Проспект в супермаркеты Ассорти, сообщил Ведомостям генеральный директор компании Сергей Михайлин. По его словам, в прошлом году были открыты первые три супермаркета. Для этого компания выкупила у мэрии помещения магазинов и инвестировала в реконструкцию около $500 000 в каждый. Площадь магазинов от 900 до 2000 кв. м. Новая сеть супермаркетов будет самая большая в Ленинском районе города, утверждает он. Саюс также собирается привлечь в свои магазины более состоятельного клиента. Для этого компания инвестирует около $5 млн в реконструкцию магазинов и меняет ассортимент, добавляя более дорогие продукты, говорит директор компании Александр Бочкарев. Он утверждает, что цены в магазинах останутся прежними минимум на 10% ниже среднегородских за счет собственного производства части ассортимента. Еще около $1 млн Саюс инвестирует в создание сети магазинов У дома площадью до 200 кв. м. По словам Бочкарева, в этом формате конкуренция практически отсутствует. Участники рынка считают, что социальные магазины уже отжили свое. Торговый дом Народный, открывший в Автозаводском районе сеть одноименных магазинов, сейчас не позиционирует их как социальные, говорит генеральный директор компании Василий Пушкин. Идея социальных магазинов изжила себя еще четыре года назад и была политической акцией прежней администрации. В этом проекте выиграли лишь компании, приближенные к чиновникам, которые практически за бесценок получали неприватизированные магазины, говорит Пушкин. С ним согласен и генеральный директор компании Мясновъ Владлен Альтшуллер. Формат социальных магазинов не выдержал конкуренции с другими форматами торговли, потому что изначально был более политизирован, нежели экономически оправдан, считает он. ЗАКАТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА Программа городской администрации по созданию социальных магазинов возникла в конце 90-х, при прежнем мэре Нижнего Юрии Лебедеве. Предприниматели в обмен на льготы по аренде муниципальных помещений брали обязательства поддерживать низкий уровень цен на определенный ассортимент товаров. В 2002 г. в Нижнем было около 80 социальных магазинов. Крупнейшие сети: торговый дом Народный 19 магазинов, Саюс 25 и Нижегородский торговый союз 12. Но после избрания мэром Вадима Булавинова эта социальная программа города была закрыта. Булавинов объяснял свое негативное отношение к программе тем, что большинство социальных магазинов не торгуют по сниженным ценам, многие из них, получив льготы, были перепрофилированы. Ведомости |
|||