Колбаса вместо мяса. Российские переработчики ожидают роста импорта готовой продукцииРинат Сагдиев Квоты на ввоз мяса и высокие цены на отечественное сырье могут привести к росту поставок в Россию импортной колбасы. По оценке Мясного союза, через три-четыре года импортные мясные продукты могут занять до 20% рынка, тогда как сейчас их доля не превышает 1-3%. В прошлом году, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), импорт мясных изделий и консервов вырос на 50%.
Импорт мясных продуктов в отличие от сырого мяса ничем сейчас не ограничен, поэтому Мясной союз ожидает значительного роста импорта конечного продукта из Бразилии и других стран, говорит президент ассоциации Мушег Мамиконян. По его словам, в 1996 г. на долю импорта приходилось 25-30% рынка мясных продуктов, к 2004 г. эта доля сократилась до 1-5%, но рыночная ситуация в России позволяет прогнозировать возврат импортных колбас и ветчины на российские прилавки. Этому благоприятствуют ограниченный ввоз сырья, низкие таможенные пошлины на готовые продукты и сильно выросшие цены на мясо внутри России, поясняет Мамиконян. По его расчетам, через три-четыре года западные производители смогут вернуть 20% российского рынка. Российские мясопереработчики разделяют опасения Мамиконяна, но уверяют, что рост импорта готовой продукции возможен лишь теоретически. Если посмотреть статистику, то больших объемов импорта в ней нет, хотя на прилавках импортной продукции стало заметно больше, говорит пресс-секретарь АПК Черкизовский Дмитрий Зубков. В Черкизовском считают, что теоретически иностранцы могут захватить только низший и премиальный ценовые сегменты. Зубков надеется на то, что западные компании не знают вкусовых предпочтений российских потребителей так хорошо, как отечественные мясокомбинаты. В основном российский массовый потребитель предпочитает покупать сосиски и вареную колбасу, лидером продаж которой является "Докторская". Никто из западных компаний не станет делать "Докторскую" специально для России, до этого не дошли раньше даже поляки, которые активно поставляли мясную продукцию, говорит представитель одного из крупных московских мясокомбинатов. Хотя он признает, что конкуренция с западными производителями все-таки возросла. Например, салями марки Danish Gold датской компании DAT-SCHAUB сейчас продается в России по цене нашей вареной колбасы, а с дешевым венгерским упакованным беконом не может конкурировать по цене ни один российский аналог. Не стоит драматизировать ситуацию, пошлина на мясные продукты в 0,5 евро/кг не такая уж маленькая, и в основном сейчас импортируют деликатесы это узкий и специфичный сегмент. Средний и низкий ценовые сегменты контролируют российские компании, говорит гендиректор компании импортера мяса Мираторг Александр Никитин. Сейчас на сырье высокие цены во всем мире и мясо дорогое как для бразильской Sadia, куриные полуфабрикаты которой поставляет в Россию Мираторг, так и для российского Черкизовского. С точки зрения себестоимости импорт готовой мясной продукции будет играть большую роль, но только в отдельных сегментах, говорит гендиректор КампоМоса Федор Огарков. Campofrio, владелец КампоМоса, также поставляет в Россию отдельные виды продукции, но это деликатесы в ограниченных объемах. Рынок очень ограниченный, и большого роста потребления не ожидаю. Другое дело продукты быстрого приготовления, где действительно могут сильно укрепиться позиции импортеров, говорит Федор Огарков. Ведомости |
|||